Комаровский — Детский сад: в каком возрасте лучше отдавать ребенка, адаптация, что делать если плачет в садике

Диагностика

Детский сад — очень важный этап в жизни ребенка. Когда отдавать чадо в садик, решают родители, в зависимости от благосостояния семьи, занятости мамы и папы на работе, наличия бабушек — дедушек. Но уже давно не стоит вопрос, надо ли это делать вообще. Бесспорно, садик полезен для ребенка. Он учит малыша адаптироваться, заводить контакты, общаться, жить в обществе. Без этих навыков ребенку будет сложно отправляться в первый класс и жить дальше.

Однако в связи с посещением садика у мам и пап возникает множество вопросов, которые в первую очередь касаются состояния здоровья малыша. Авторитетный детский врач Евгений Комаровский рассказывает, как подготовить ребенка к ответственному периоду в его жизни, как преодолеть трудности первого времени и сохранить детское здоровье.

В каком возрасте лучше отдавать ребенка

Этот вопрос нужно решать только внутри семьи. Обычно малышей приводят в садик в возрасте от 1 до 3 лет, реже — в более старшем возрасте. Многие детские сады в последнее время ввели негласное ограничение — до полутора лет малышей не принимают. Если есть сомнения, пора ли чаду в садик, лучше посоветоваться с педагогами, воспитателями, детским психологом. Они подскажут, готов ли малыш к жизни в большом коллективе.

Врачам интересно другое — что будет делать мама, когда отведет чадо в садик. Если она решила в тот же день выйти на работу, это не самое удачное решение, считает Комаровский. Во-первых, ребенок будет чаще болеть, и это естественно, а значит, маме придется часто брать больничный. А, во-вторых, адаптация будет более мягкой, если мама постарается в первое время «дозировать» посещение садика для своего ребенка.

Оптимальным вариантом педиатры, в том числе и Комаровский, считают ситуацию, когда мама еще несколько месяцев остается дома в декретном отпуске, чтобы иметь возможность без выяснения отношений с начальством в любой момент оставить ребенка дома, если у него появились первые проявления недуга — насморк, кашель. Это хорошо и для самого малыша, так как он легче перенесет болезнь, и для других детей, которых он заражать не будет.

О том, что такое «хороший детский сад» и как подойти к выбору детского сада расскажет доктор Комаровский в следующем выпуске.

Адаптация

Это наиболее сложное во всей истории с началом посещения садика. Евгений Комаровский подчеркивает, что нет детей, которые бы не проходили через сложный процесс адаптации. С ребенком происходит сразу много всего: он переживает, эмоционально и психологически, в его организме тоже многое «перестраивается». В садике — режим дня, а потому чаду волей-неволей придется под него подстраиваться, новая пища, иммунитет ребенка «знакомится» с новыми вирусами, циркулирущими в детском коллективе, а отсюда — частая заболеваемость, особенно в первое время, пока в организме нет специфических антител.

Сколько времени продлится адаптация, зависит только от самого ребенка. У одних это 2-3 месяца, у других — год и даже больше.

Если повлиять на заболеваемость родители никак не могут, то сделать адаптацию более легкой им вполне по силам. Для этого нужно правильно выбирать время года, когда малыш начнет ходить в садик. В сезоны повышенной заболеваемости (с конца октября по апрель) этого лучше не делать, говорить Комаровский. А вот в конце весны и летом — пожалуйста.

Возможные проблемы

Столь существенная перемена в жизни ребенка, как детский сад, может повлечь ряд проблем, как психологического, так и медицинского характера. Однако к ним Комаровский советует готовиться заранее. Лучше всего, с самого рождения.

Закаливание, адекватное отношение к лечению детских болезней в раннем возрасте, к приему тех или иных медикаментов, а также профилактические прививки, которые делаются вовремя и по графику, — лучший способ подготовить малыша к посещению дошкольного учреждения.

Привыкание ребенка к новым условиям, по словам Комаровского, — сугубо индивидуальный процесс. Один малыш быстро примет новые «условия игры», другой будет сопротивляться переменам чуть дольше. В основном это проблемы психологического рода, хотя иной раз на фоне внутреннего неприятия новых условий, малыш может заболеть и вполне физически. Такую связь в медицине называют психосоматикой.

Плаксивость и истерики

Это самые распространенные проявления психологических проблем, которые есть у любого малыша, которого начали водить в детский сад. В этой ситуации Комаровский рекомендует не «раздувать из мухи слона», не записывать ребенка в больные. Успокоительные и седативные средства нужны только тем малышам, которые очень болезненно относятся к новому в своей жизни, и если детские врачи — психиатр и невролог считают, что такая необходимость действительно есть.

Но это ситуация — на самом деле редкость, а потому не стоит самостоятельно искать «успокоительное для нервного ребенка». Лучшая тактика родителей — благосклонность и доброжелательность. Давить на малыша, кричать и заставлять ни в коем случае нельзя. Это лишь затруднит процесс адаптации.

О том, как отучить ребенка от истерик, в следующем выпуске расскажет известный педиатр доктор Комаровский.

Частые болезни

Евгений Комаровский считает это естественным. Частые болезни в основном вызваны вирусами, а вероятность «подхватить» их выше, если круг общения ребенка шире. Конечно, сидя дома, у малыша меньше шансов заболеть гриппом или ветрянкой, хотя и она не стремится к нулю, ведь «заразу» могут принести родители с улицы или гости. Но нельзя же ребенка всю жизнь продержать дома!

Его иммунитет должен «обучаться», «тренироваться», крепнуть, а для этого ему просто необходимо сталкиваться с возбудителями болезней.

Кроме того, есть целый ряд болезней, которыми лучше переболеть в детстве, так как для взрослых они невероятно опасны. Это всем знакомые ветрянка, краснуха.

О профилактике детских болезней в детском саду расскажет доктор Комаровский.

Особого внимания, по мнению Евгения Комаровского, заслуживает не факт и частота заболеваний, «принесенных» из садика, а тяжесть протекания этих недугов. Один малыш болеет пять дней довольно легко, другой две недели лежит в постели, а потом родители еще месяц долечивают последствия осложнений. В этом ни в коей мере не виновато дошкольное учреждение. Это особенность иммунитета каждого конкретного малыша, а также специфика его лечения.

Частые заболевания детсадовского ребенка не стоит списывать на воспитателей, которые не так одели чадо на прогулку, не повязали шарфик или забыли про шапочку. Этим родители удобно маскируют собственную несостоятельность, говорит Комаровский. Сначала они создают малышу тепличные условия, которые фактически «калечат» его иммунитет, а потом сетуют, что, встретившись с дождиком или сквозняком в садике, их малыш разболелся. Отсутствие таких тепличных условий, правильное и адекватное отношение родителей к ребенку с самого рождения практически сводят на нет такие «случайные» болезни в детсадовском возрасте.

Как выбрать хороший детский сад

На уровень заболеваемости тип детского сада, его материально-техническое обеспечение, квалификация педагогов и нянечек никак не влияют, уверен Евгений Комаровский. А потому рекомендовать конкретный садик — частный или государственный, в обязанности врачей не входит.

Но специалисты отмечают, что садики, где группы расположены в нормальном здании, с недавним ремонтом, где в группе не слишком много детей, лучше приспособлены для детей. Хорошо, если в дошкольном учреждении есть бассейн, если там работают люди, которые понимают, как важно проветривать помещения, даже зимой.

Какой ребенок считается «несадиковским»

Таких детей по большому счету нет, говорит Комаровский. Этот «диагноз» ставят воспитатели и педагоги, а иногда и сами родители, когда адаптация слишком затянулась или ребенок научился «запускать» процесс заболевания у себя по психологическим причинам (та самая психосоматика).

О понятии «несадиковский ребенок» и есть ли такое понятие вообще расскажет доктор Комаровский в выпуске ниже.

Беда в том, говорит Комаровский, что в большинстве садиков не соблюдают правильный температурный режим, не следят за влажностью воздуха. Воспитатели приходят в ужас при мысли открыть окно и проветрить группу в разгар зимы. В итоге ребенок, который дышит в садике сухим воздухом в перетопленной группе, болеет чаще. И это ошибочно считают противопоказанием к посещению детского сада. Именно о таких детях и говорят, что они несадиковские.

Сделать из такого «несадиковского» малыша вполне садиковского — реально и довольно просто, говорит Комаровский. Достаточно создать в группе правильные условия, укреплять иммунитет ребенка дома, поощрять посещение садика, сделать его интересным.

Другой вопрос, если ребенок страдает каким-то серьезным заболеванием, таким, как бронхиальная астма, например. Таким детям нужны специализированные садики, но их по факту в стране нет. Однако это не означает, что посещать дошкольное учреждение астматик не может. Если родители постараются и найдут садик, в котором есть хорошие медики, воспитатели обучены работать с детками с проблемным здоровьем, то все реально.

Если ребенка не перекармливают дома, не кутают и не приучают кушать только то, что ему нравится, закаливают, не дают ему таблеток по любому мало-мальски тревожному поводу, то «несадиковским» такой малыш вряд ли станет.

Советы родителям

  • Будьте настойчивы и последовательны. Тогда ребенок быстрее поймет, что детский сад — это теперь реальность, с которой ему лучше примириться.
  • Если ребенок отказывается есть в садике, что является не редкостью, особенно в первое время, предупредите воспитателя, что его не надо кормить насильно, пичкать супом или кашей «любой ценой». Придет время, и он начнет есть сам.
  • Обязательно предупредите воспитателей о том, какие заболевания у малыша есть и на что у него аллергия.
  • Готовиться к садику нужно задолго до первого посещения, расширяя круг общения ребенка — знакомя его на площадке с соседскими детьми.

  • Доктор Комаровский
  • Ребенок часто болеет
  • Закаливание
  • Режим дня
  • Вес
  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Мнение нейропсихолога: Можно ли отдавать ребёнка в садик до 3 лет

Представьте, какие знания может усвоить и какие умения развить ребенок, когда он находится в постоянном стрессе?!

Когда я только начинала работать нейропсихологом, мне часто задавали вопрос относительно оптимального возраста ребенка для посещения садика. Я читала много медицинской и психологической литературы по этому вопросы. Но заметила, что во многих случаях мнения расходятся (особенно в психологических аспектах данного вопроса). Мой профессиональный интерес усилился и личным, когда у самой появились дети. Я первое время отвечала родителям: «Все дети разные и степень готовности к садику у всех тоже разная»

Кристина, которую отдали в садик в 1,5 года

Но как-то раз ко мне пришла на прием мама с дочкой, Кристиной (3 года). Девочка смышленая, любопытная. Но шагу шагнуть от мамы не может. А мама пришла с тревогой по поводу развития речи. Малышка умная, но практически ничего не говорит.

Играла Кристина со мной, не отходя от мамы, хотя при этом в садик ходила. Наблюдаются у врача, который и рекомендовал посещение нейропсиолога. Девочку мама была вынуждена отдать в садик в 1,5 года, поскольку на тот момент маме нужно было работать. Кристина ходила туда с трудом, все время плакала, не отпускала маму. А потом просто смирилась, но речь развиваться словно перестала.

После той консультации я стала больше замечать, что таких деток, как Кристина, очень много. Я не веду статистику, конечно, но наблюдаю такую взаимосвязь: чем раньше малыша отдают в детский садик, тем сложнее у него развиваются определенные высшие психические функции (внимание, мышление, речь и т.д). Многие родители и специалисты со мной не согласятся. Я и не претендую на правоту, я только лишь делюсь своими наблюдениями.

В чем конкретно я как нейропсихолог вижу эту взаимосвязь?

Со скольки лет отдашь ребенка в садик – на столько и будет развит его мозг?

В 1-1,5 года для ребенка символом безопасности является мама и папа. Малыш интуитивно чувствует, что он не сможет о себе позаботиться, поэтому ему важно видеть и чувствовать рядом именно «своих» взрослых. Когда мама приводит ребенка в таком малом возрасте в садик, малыш испытывает сильнейший стресс. Ему страшно, поскольку его маленький, но очень важный безопасный мир в лице мамы внезапно исчезает.

Это мы, будучи родителями и взрослыми рациональными людьми, прекрасно знаем, что вечером встретимся со своим ребенком, а вот малыш этого не понимает. Ребенок в этом возрасте живет в режиме «здесь и сейчас». И если мамы сейчас нет, значит и не будет. Иногда дети выражают этот страх криками и протестами, а иногда просто «уходят в себя».

Многие родители с гордостью говорят мне о том, что их малыш почти не плакал и вел себя спокойно. Это наша родительская иллюзия, это нам взрослым так хочется успокоить свою тревогу. На самом деле ребенок плакал, только внутри себя. Переживание страха у ребенка в этом случае усиливается еще и тем, что внимание взрослого в лице воспитательницы рассредоточено на всех детей группы. Малыш видит, что на его потребности взрослый откликается далеко не сразу. В моменты сильной тревоги многим детям помогают объятия, но и здесь воспитатель не может «разорваться» и дать этого рода поддержку по первому требованию.

А теперь представьте, какие знания может усвоить и какие умения развить ребенок, когда он находится в таком стрессе?! У деток, в отличие от взрослых, когда идет переживание сильных эмоции, части головного мозга, которые отвечают за развитие познавательных процессов, напрочь отключаются. Конечно, это происходит именно тогда, когда ребенка отдают в садик слишком рано.

Вам знакома такая картина, когда ребенок сильно плачет из-за упавшей на дорогу печеньки, а Вы пытаетесь донести логические доводы, что «я куплю тебе новую», «не стоит из-за этого расстраиваться» и «сам ты виноват»? Но малыш вас не слышит. Он словно поглощен своим горем по поводу печеньки. Так же и в садике, когда Ваш ребенок находится в постоянной тревоге, его мозг перестает развиваться так, как если бы он развивался дома с мамой.

Поэтому, когда я вижу очередную рекламу новомодного детского садика, где деток приглашают аж с 1 года, меня просто распирает от возмущения. Такая реклама словно подначивает мам отдать им на воспитание свое чадо. А еще мне забавно видеть, что прилагается к этому садику обучение иностранным языкам, занятия с логопедом, всякого рода умные «развивалки».

О каком обучении может идти речь, если ребенку страшно?

Так когда же стоит отдавать ребёнка в садик?

На мой взгляд, самый минимальный возраст, когда стоит вести ребенка в садик на весь день — это 3 года. В этом возрасте уже сформирован ряд важных функций головного мозга, ребенок уже может примерно ориентироваться во времени (утро, день, вечер), он также уже уверен в том, что родители обязательно за ним придут. Переживания и страх, конечно же, тоже будут, но не в таких масштабах и не с такими последствиями для здоровья и психического развития ребенка.

Как я уже говорила, многие родители приведут мне обратные примеры о том, как их ребенок стал лучше говорить, запоминать и соображать, ходя в садик. Да, и такое бывает, но в разы реже. Чаще всего, это связано с тем, что ребенок оказался очень стрессоустойчивым. Его страхи компенсировались чувством интереса ко всему новому, что есть в садике. А еще дети развиваются в садике лучше, чем дома, когда либо в семье царила неблагоприятная атмосфера (конфликты между родственниками, например), а в садике жизнь ребенка стала спокойней, либо когда личность воспитателя оказалась более открытой, внимательной и чуткой, чем личность мамы (и такое тоже бывает).

Поэтому, уважаемые родители, если у Вас есть возможность растить малыша дома до 3 лет, — так будет для него лучше. На модные «развивалки» можно водить отдельно. Если важно и нужно работать маме, и я тут мам прекрасно понимаю, то бабушки и няни в помощь. Ну, а если совсем некуда деваться, то садик, но с обязательным посещением детского психолога.

На занятия с психологом Вы сможете узнать, как можно подготовить морально малыша к садику, получите подсказки, как справляться с детскими предсадичными истериками, а также Ваш малыш в кабинете психолога сможет снять то эмоциональное напряжение, которое накопилось после посещения садика.

И помните, что главное – не раннее развитие, а своевременное!

И ещё: давайте уже признаем, что садик нужен в первую очередь нам, родителям. Потому что нам так по многим причинам удобнее устраивать свою жизнь. И это ни плохо, ни хорошо.

Маленькому ребёнку нужно в первую очередь ощущение безопасности, опоры, защиты и любви. Да, собственно, и нам, взрослым, тоже… опубликовано econet.ru .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Стоит ли отдавать ребёнка в детский сад: плюсы и минусы для малыша и родителей

Практически сразу после выписки из роддома молодых родителей ждёт череда бюрократических «приключений». После оформления всех документов и пособий на младенца на повестке ещё одна важная задача: поставить ребёнка на очередь в детский сад.

Одни спешат сделать это как можно быстрее, другие считают сады злом, а третьи понимают, что это необходимость, и стараются оценивать дошкольные учреждения как прекрасный вариант для работающих родителей. Действительно, вокруг детских садов сегодня большое количество споров, рассмотрим плюсы и минусы детского сада для малышей и их родителей.

Плюсы детского сада для ребенка и родителей

Конечно же, главный и неоспоримый плюс садика — это присмотр за ребёнком профессиональными воспитателями пока мама и папа пополняют семейную казну. А вот и другие достоинства детского сада:

1. Социализация. Процесс социализации человека в обществе начинается с самых первых лет, и детский сад — отличное место для этого. Здесь ребёнок в безопасной обстановке учится общаться с ровесниками и взрослыми и впервые ощущает себя частью коллектива. Психологи утверждают, что это очень важный процесс для маленького человека.

2. Дружба. Навык заводить дружбу даётся детям не с рождения, и чем старше, тем сложнее это у них получается. Уже с первых месяцев в детсадовском коллективе у малыша появляются свои симпатии и круг общения, многие из которых потом превращаются в дружбу. Общение ребёнка с родителями и родственниками таких навыков не дают.

3. Укрепление иммунитета. Частые болезни в первый год адаптации к детскому саду — непростой период для родителей. Но педиатры утверждают, что это просто следствие столкновения организма с новыми вирусами и бактериями, то есть неизбежный процесс для ребёнка любого возраста. Да, дети, не посещающие сад, болеют значительно реже, но в школе они все равно «отболеют» своё, по-другому иммунитет не работает. И всё-таки лучше переболеть в саду, чем подхватывать вирусы от каждого чиха одноклассника и пропускать уроки в школе.

4. Самостоятельность и освоение новых навыков. Воспитатель в саду чисто физически не может уделять много внимания каждому из 25-30 детей, поэтому малышам приходится учиться самостоятельно одеваться и кушать. Дома освоение этих навыков происходит гораздо медленнее, ведь мама всегда докормит и поможет надеть колготки и варежки. Так что детский сад — прекрасное место для становления самостоятельности ребёнка.

5. Подготовка ребёнка к школе. Дети, посещающие сад, привыкают к общению и развитию в коллективе, также им прививают усидчивость и практикуют с ними подобия уроков. У воспитателей есть определённая программа по изучению цветов, фигур, цифр и алфавита, и если дома дети не особо поддаются обучению, то в саду этому способствует сама обстановка. Как правило, садовским детям потом эмоционально намного проще адаптироваться к школьным правилам.

Минусы детского сада для ребенка и родителей

Противники детского сада вряд ли смогут согласиться с вышеперечисленным, ведь для них гораздо существеннее минусы таких учреждений:

1. Сложная адаптация. Действительно, мало кто из детей с первых дней с удовольствием и улыбкой проводит время в саду. Чаще всего первые посещения сопровождаются слезами и истериками, причём не только со стороны ребёнка. Мамы корят себя, считают плохими матерями, поддаются на плач малыша и, не давая шанс саду, забирают его и увольняются с работы. На самом деле это период длится всего месяц или два, так что при большом желании и упорстве можно договориться с ребёнком и он сам не заметит, как привыкнет к воспитательнице и будет скучать по ребятам в выходные дни.

2. Частые больничные. Частые больничные и укор в глазах непонимающих коллег и начальника уже заранее пугают маму в декрете. Совсем избежать больничных вряд ли получится, ведь малыш впервые встретится с таким количеством вирусов в замкнутом пространстве. Это и вправду существенный минус для работающей мамы, решить эту проблему можно разве что хорошей няней или бабушкой, которая присмотрит и полечит малыша во время болезни. Но, к сожалению, такая возможность есть далеко не у всех.

3. Проблемы аллергиков и малоежек. Детское меню в саду разрабатывается профильными специалистами, но все равно подходит далеко не всем. У аллергиков есть свой список запрещённых продуктов, и мало кто из воспитателей готов взять на себя ответственность за питание отдельно взятого ребёнка, а маме придётся постоянно переживать как бы малыш не съел чего-то вредного для него. Похожая проблема и с малоежками, которых дома мама уговаривает есть с бубнами и танцами, адаптируя меню под вкусы юного гурмана. А в саду ребёнка заставят есть то, что дают, тем самым у малыша может появиться ещё большее отвращение к еде. Или, наоборот, его никто не будет заставлять и уговаривать, тогда он просто останется голодным. Ну или самый позитивный вариант — чувство голода победит и ребёнок, смотря на соседей по столу, тоже присоединится к трапезе.

4. Плохой присмотр и конфликты. Каждая мама хочет уберечь своего ребёнка от чужого давления и нападок. Отдавая ребёнка в сад, многие мамы боятся, что воспитатель может быть не достаточно терпеливым и профессиональным, и, к сожалению, такие ситуации всё-таки бывают. Да и травля в самом детском коллективе — не редкое явление. Но дети не умеют скрывать эмоций и переживаний, так что чаще беседуйте с детьми и расспрашивайте, как прошёл их день. При любом малейшем подозрении сразу же обращайтесь к воспитателю и заведующей.

5. Собственный негативный опыт. У многих из нас, уже взрослых женщин и мам, до сих пор хранятся в памяти воспоминания о детском садике. И не всегда они наполнены радостью и позитивом, такой опыт мамы очень часто склонны проецировать на своего ребёнка, который ещё даже не собирается в сад. И чем ближе сад, тем больше накручиваний и переживаний. Тут просто важно понять, что у вашего ребёнка будет свой собственный опыт, настраивайтесь на то, что он обязательно будет положительным.

Стоит ли отдавать ребенка в детский сад? Все плюсы и минусы!

Что такое детский сад? Это замечательное изобретение Советской власти, победившей в Октябрьской революции. Мамы и папы были призваны на борьбу с разрухой, на строительство коммунизма и пр. Детишек оставлять было не с кем.

Все плюсы и минусы детского сада для наших детей

Многих родителей, у которых есть детки старше двух лет, волнует вопрос: «Стоит ли отдавать ребёнка в детский сад?» Зачастую они советуются с родственниками, знакомыми по этому вопросу и ответы получают самые разные.

Некоторые в один голос твердят, что нужно отдавать обязательно, что там малыш учится общаться со сверстниками, быстрее развивается, другие твердят совершенно обратное, что ни в коем случае не надо, так как ребёнок будет постоянно болеть. Отчасти правы и те, и другие. Давайте же попробуем разобрать все положительные и отрицательные стороны этой ситуации.

Что такое детский сад? Это замечательное изобретение Советской власти, победившей в Октябрьской революции. Мамы и папы были призваны на борьбу с разрухой, на строительство коммунизма и пр. Детишек оставлять было не с кем.

Поэтому советское правительство придумало такую оригинальную «камеру хранения», куда родители утром сдавали своих малышей, а вечером забирали обратно. У кого график работы не подходил под обычные стандарты, тот оставлял своего ребёнка на пятидневку. В то время практически все дети посещали детское учреждение, чтобы попасть туда, нужно было ещё и очередь в детский сад отстоять.

А вопрос: «Стоит ли отдавать ребёнка в детский сад или нет?» даже не возникал.

В современное время, когда многие папы активно занимаются бизнесом, а мамы, соответственно, могут позволить себе не работать, есть ли смысл отдавать ребёнка на целый день в детское учреждение? Если у вас есть второй маленький ребёнок и вам тяжело разрываться, тогда да, есть смысл.

Лучше, конечно, если вы всей семьёй соберётесь вместе и обсудите: нужен ли вам детсад или нет. Если нужен, то для каких целей.

Отдавать только ради того, чтобы малыш там общался со сверстниками. А нужно ли ему такое общение на целый день? Детям дошкольного возраста достаточно пары часов для игр и общения. Это можно делать, гуляя с ребёнком на детской площадке.

Некоторые мотивируют тем, что в саду проводятся развивающие занятия. Так сейчас существует масса различных обучающих центров, в которых занятия проводят опытные педагоги, да и детей в группе там значительно меньше, а, следовательно, и занятия будут гораздо эффективнее. Кстати, тут вам как раз и общение со сверстниками, непродолжительное и ненавязчивое.

И ещё один немаловажный момент: ничто не сможет заменить мамину ласку, теплоту и любовь. А детям до трёх лет они просто необходимы.

Все плюсы детского сада

В тоже время сад помогает укрепить у ребёнка иммунитет. Малыш приходит в детское учреждение, встречается с массой разнообразных вирусов, часто болеет, но и вместе с этим учится противостоять этим микробам, повышается сопротивляемость его организма. К школе, как правило, дети, посещавшие детсад имеют достаточно устойчивый иммунитет. А это очень важно.

В садике малыш развивается в моральном, интеллектуальном плане, становится более самостоятельным (потому что мамы нет рядом) и уверенным в себе. Все эти качества, конечно же, пригодятся ему для дальнейшей жизни.

Так что, если в семье и папа, и мама работают, а няню нанимать не хотят, то тогда, конечно, есть резон определить малыша в детский сад.

И тут возникает новый вопрос: «Как же правильно подготовить ребёнка к походу в детское учреждение?»

Для малыша это, своего рода, одновременно и событие, и стресс, и испытание. Полностью меняется его образ жизни. Теперь он ест не тогда, когда ему хочется, а по расписанию, спит тоже по расписанию – хочешь, не хочешь, а надо, потому что ВСЕ детки ложатся спать. Занятия, игры в течение всего дня. Ребёнок к вечеру утомляется и морально, и физически. И при этом нет рядом любимой мамочки, которая до этого посвящала своему крохе всё своё свободное время, а есть масса новых детей и незнакомый воспитатель детского сада.

Некоторые дети вполне спокойно перестраиваются на новый распорядок, а для некоторых это непосильный труд. Задача родителей: приложить все усилия, провести серьёзную подготовительную работу, чтобы ваш малыш быстрее адаптировался к новой обстановке, чтобы ему в детском саду было уютно и комфортно.

Все минусы детского сада

Первое время ребёнку будет страшно оставаться самому, без мамы, в детском учреждении. Психологи советуют в этой ситуации договориться с заведующей, что ещё до прихода в д/с мама с малышом будут гулять вместе с другими детсадовскими ребятишками.

Это позволит малышу познакомиться с воспитателем, освоить территорию и понять, что дети в детском саду такие же, как и он сам, и с ними тоже можно играть. Но период знакомства и привыкания сильно не затягивайте, так как у ребёнка может сложиться мнение, что во время прогулки детей мама всегда будет рядом.

Когда будете собирать вещи малыша в детский сад, обязательно подключите и ребёнка тоже к этому процессу. Пусть он сам выберет, какие тапочки ему взять, какую пижамку, носочки, игрушки и пр. Сам сложит под присмотром взрослых свой рюкзачок, так он точно запомнит, где у него что лежит. Не берите слишком много вещей, так как ребёнок должен сам их нести.

Малыш должен обязательно знать своё имя и фамилию, чтобы отзываться, когда его позовут. Также должен проситься в туалет, ходить на горшок или на детский унитаз.

Необходимо научить ребёнка пользоваться столовыми приборами, после еды вытирать рот салфеткой, а не руками. Группы в детском саду достаточно большие, в лучшем случае на десять детей будет два воспитателя. Но, как показывает практика, малышей в группе гораздо больше и воспитателям просто будет не под силу накормить всех с ложечки.

Адаптационный период не продлится долго, поскольку обычно ребятишки очень быстро привыкают к новой обстановке и к своим новым друзьям. Но если ребёнок ходит в садик уже около полугода, а всё ещё плачет и не хочет отпускать маму, то обязательно выясните причину. Может быть, его там обижают, или же плохо с ним обращаются, или какие – то другие проблемы.

В любом случае нужно выяснить истинную причину и принять необходимое решение.

Иногда случается так, что родителя поводят малыша месяц в сад, а потом забирают его, потому что он плачет. Это ещё хуже. Дайте ему до конца пройти адаптационный период.

Просто детки разного темперамента по – разному приспосабливаются к новым условиям.

Так, например, если ваш малыш рассудительный и очень уравновешенный флегматик, то ему достаточно тяжело будет приспособиться к режиму детсада, но открыто свои эмоции он проявлять не будет.

Дети – меланхолики по своей натуре нерешительные, замкнутые и мнительные. Они очень долго вливаются в новое окружение, часто плачут, закатывают истерики, постоянно чем – то недовольны. Обычно они уже с вечера начинают рыдать, что не хотят идти в д/с. В группе стараются делать всё назло: не спят во время тихого часа, мешают другим детям; не слушают воспитателя; всех обижают. Заставлять таких малышей ходить в садик не рекомендуется, их нужно заинтересовать.

Если ваш ребёнок сангвиник, вам невероятно повезло. Такие дети очень быстро вливаются в новый коллектив, пытаются стать лидерами в детской группе, радуются новым знакомствам. То есть проблем с адаптацией у вас не будет.

Дети – холерики тоже очень быстро привыкают к новой обстановке. Но они очень шумные и неспокойные. У кого будут проблемы при адаптации холериков в группе, так это у воспитателей и остальных детей. Они своим шумом утомляют абсолютно всех. Их всегда «очень много». Ругать таких детей за непослушание бесполезно. Они сами всё прекрасно осознают, но не в силах сдерживать свои эмоции. В данной ситуации лучше направить их энергию в нужное русло.

В заключение хотелось бы сказать, что в посещениях ребёнком детского сада есть и положительные моменты, но есть и отрицательные. Самое главное, чтобы родители сами понимали, зачем они отдают своего кроху в сад, имели хоть малейшее представление, чего они ожидают от этого мероприятия. Тогда и разочарование не наступит.

Плюсы и минусы детского сада

Я уже писала об этом в статье «Нужен ли ребенку детский сад?», но получила много гневных комментариев, что я смотрю на эту тему однобоко, через призму своего детского негативного опыта, а потому и не описала не одного плюса данного учреждения. Что же, я решила осветить эту тему более глубоко и глобально, честно выделяя как плюсы, так и минусы детского сада для ребенка, основываясь на опыте тысяч деток (результаты опроса на блоге, в котором участвовали их родители), а также примеров тех детей, которых я знаю лично.

Плюсы детского сада для ребенка:

— Социальная адаптация. Дети учатся общению с себе подобными, становятся менее замкнутыми, не боятся привлекать к себе внимание. Ведь в садике помимо обычного общения, устраиваются утренники, праздники, и детки выступают перед публикой, читают стишки или поют песенку. Это придает уверенности в себе и помогает осознать свое «Я».

— Подготовка к школе. В детском саду детей обучают и творчеству, и физическим упражнениям, и чтению и письму в игровой форме. Те детки, которые посещают садик, в школу идут подготовленными, знают все, что требуется знать от дошкольника.

— Строгий режим дня. Как известно, в детском садике все происходит в соответствии с режимом. Игры, занятия, прогулки на свежем воздухе, сон – все это устанавливается четко по времени. На детей режим дня действует благотворно, ставит их в определенные рамки, давая уверенность в завтрашнем дне.

— Насыщенная жизнь. У ребенка каждый день что-то происходит, с детского сада он приносит много эмоций, появляются первые симпатии. Детки заводят себе друзей, которых помимо сада, приглашают к себе на День Рождения или просто в гости. Они с удовольствием помогают маме шить себе костюм на утренник и учат песенку, предвкушая праздник.

Вот и все плюсы, которые я честно старалась найти в посещениях детского сада. Теперь поговорим о минусах:

— Отношение воспитателя к ребенку. У воспитательницы таких детей 25. Она не будет любить вашего ребенка, не будет относиться к нему уважительно. Она не будет стараться разглядеть в вашем ребенке личность, у которой есть свое мнение, есть свои предпочтения, желания. Свой характер. Для нее дети – это конвейер. И лишняя работа. Чем меньше у нее будет работы, тем ей легче. Именно поэтому в детских садах до сих пор практикуется «выветривание» детей сквозняками. Я знаю, о чем говорю, так как уже несколько раз воспитательниц нашего города ловили на подобном преступлении. Не думаю, что они такие бессовестные только в моем городе. В любом случае, даже если именно в том детском саду, где ходит ваш ребенок, воспитательница очень совестливая, она все равно не будет относиться к вашему ребенку особо.

— Все под одну гребенку. Программа в садике одна для всех, она не подгоняется под конкретного ребенка, не учитывает его особенностей. Кто-то может сидеть, сосредоточившись часами, а кто-то не может высидеть и пяти минут, а все норовит бегать и прыгать. Кто-то с удовольствием поет, кто-то терпеть не может занятия музыкой. Кто-то любит котлеты, а кто-то вообще не ест мясо. Это никто не будет учитывать. Системе все равно на ваших детей, их всех равняют под одну гребенку, уничтожая в них личность, и делая их похожими друг на друга. Вам хочется, чтобы вашего ребенка ломали?

— Сомнительное воспитание. Да, в детском саду учат манерам, учат делиться игрушками, учат этикету. Но дети учатся вовсе не этому. Они учатся друг у друга. А кто знает, какой контингент в той группе, куда вы отправляете свое чадо? Так, например, одна знакомая мне девочка после посещения садика начала жадничать и жалеть игрушки для других детей. Оказалось, что, так как в садике финансирование велось очень плохо, дети приносили игрушки из дому и игрались до вечера, потом забирали их обратно. Естественно, никому не хотелось, чтобы их игрушки ломали другие дети. Поэтому все дети играли теми игрушками, которые приносили из дому и не давали их другим детям. Конечно, это нестандартная ситуация, но все же показательная, как вообще бывает.

Другая моя знакомая в садике нахваталась таких слов, что ее родители не могли потом долго ее перевоспитать и уговорить не употреблять их. Откуда же это все берется? От других детей, которые в свою очередь повторяют за своими родителями. Но воспитатели не могут это контролировать!

К слову, ребенка, который посещает садик, воспитывают не родители. Его воспитывает садик. Потому как ребенок большую часть времени проводит именно там. Этот минус детского сада, пожалуй, нужно учесть.

— Переутомление. По исследованиям психологов, ребенку до 5 лет достаточно двух часов в день общения со сверстниками. Больше его выматывает и утомляет нервную систему. И тогда социальная адаптация идет уже не на пользу, а во вред. В садиках же дети находятся целый день с утра до вечера. Поэтому они перевозбуждаются и становятся гиперактивными, неуправляемыми, непослушными. Все дело в переутомлении.

— Постоянные болезни. В садике ребенок постоянно обменивается друг с другом целым набором микробов, вирусов и бактерий. Один мой знакомый врач сказал, что в среднем ребенок, который посещает садик, болеет 12 раз в год. 12 раз в год! Это же каждый месяц! Возможно, не все детки такие слабые, но у моих знакомых дочка болеет постоянно. Легче подсчитать, когда она не болеет и ходит в садик, чем сколько раз она болеет за год.

Почему-то многие мамы считают, что чем больше раз их ребенок переболеет в детском возрасте, тем крепче станет его иммунитет. Но почитайте книги, написанные именно иммунологами! Не врачами педиатрами, а иммунологами. Иммунитет ребенка полностью заканчивает формироваться к 7 годам. И потом он уже становится устойчив к внешним раздражителям. Поэтому если ваш ребенок за все время посещения детского сада переболеет 36 раз ( по 12 раз три года подряд), то у него к 7 годам сформируется такой же стойкий иммунитет, который будет у ребенка, болевшего за все это время три раза.

— Формирование привязанности. Опять — таки, изучив детскую психологию, вы узнаете, что у ребенка обязательно формируется привязанность к тому человеку/предмету/месту, где он проводит больше всего времени. И это напрямую влияет на ваши отношения с ребенком в будущем. К примеру, ребенок все время находится с мамой, иногда гуляя с бабушками и соседскими детьми. У такого ребенка появляется привязанность к маме. Именно она для него авторитет, главная. В будущем ребенок будет доверять ей, прислушиваться к ее словам, следовать советам. Если ребенок, к примеру, все время сидит перед телевизором и проводит так большую часть дня, то у него формируется привязанность к телевизору. Для него будет важно то, что там ему говорят. Для него именно СМИ будет авторитетом. Сами понимаете, из таких детей вырастают проблемные подростки. Если же ребенок проводит большую часть времени в обществе других детей, то у него возникнет привязанность к обществу. Для него будет важно, что о нем подумают или скажут другие дети, их мнение для него будет важным и во многом решающим фактором в жизни. К вам же, родителям, ребенок будет прислушиваться «постолько поскольку». Хотите ли вы этого?

Вот и все минусы, которые я вижу в посещении ребенком детского сада. Еще хотелось бы несколько слов сказать о тех плюсах, которые я перечислила сначала. Давайте по ним еще раз пройдемся, чтобы показать вам, насколько они значимы.

— Социальная адаптация. Для того, чтобы социально адаптировать ребенка вовсе не обязательно отдавать его в садик. Можно водить его в кружки раннего развития, творческие кружки или спортивные секции. Многие подобные учреждения берут деток с трехлетнего возраста. Там дети будут общаться между собой, выстраивая отношения. Даже на улице, где гуляет каждый ребенок, он социально адаптируется.

— Подготовка к школе. Ребенка вполне можно подготовить к школе и дома. И это вовсе не так уж трудно и долго по времени. Обучить малыша цветам, временам года, буквам, цифрам можно в игре, в разговорах, в сказках. Главное, научиться получать от этого удовольствие!

— Строгий режим дня. С этим вообще все просто. Режим дня не просто можно создать дома, его нужно создать! Это вообще обязательно для дисциплины и организации порядка в доме. Поэтому для этого в садик отдавать ребенок вовсе не нужно.

— Насыщенная жизнь. Яркие эмоции можно обеспечить ребенку и дома. Но для этого у мамы должно быть время и главное – желание. Это сложнее, чем выполнять предыдущие пункты, и требует от мамы определенного заряда энергии. Если с этим все в порядке, тогда фантазия мамы может гарантировать самые разные положительные яркие эмоции в течении дня своему ребенку.

Вот теперь я сказа все, что хотела. Освятила и плюсы, и минусы детского сада для ребенка со всех сторон. А решать, отдавать ли ваше чадо в это учреждение, только вам!

С любовью, Юлия Кравченко