Реабилитация детей с ДЦП — физическая, социальная

Диагностика

Несмотря на то что ребенок, страдающий детским церебральным параличом, не такой, как другие дети, он также хочет радоваться жизни, играть, учиться и иметь друзей. Поэтому так важно своевременно начать процесс реабилитации детей с ДЦП, тем более что данная болезнь – это еще не приговор. И хотя невозможно вернуть погибшие в результате гипоксии клетки головного мозга, при подходящих условиях их функции могут со временем взять на себя другие отделы.

Физическая реабилитация детей с ДЦП

Детский церебральный паралич представляет собой хроническое заболевание, возникающее в результате поражения различных отделов головного мозга, что влечет за собой дисфункцию двигательной и мышечной активности. Вместе с различными заболеваниями нервной системы, ДЦП является наиболее частой причиной детской инвалидности.

Развивается данное заболевание внутриутробно, при родах или в раннем младенческом возрасте в результате поражения одного или нескольких отделов головного мозга. Причем ДЦП не является наследственным или инфекционным заболеванием, не прогрессирует и не дает рецидивов. У детей старше четырех недель уже не может возникнуть церебральный паралич, хотя вылечить его полностью тоже невозможно. Реабилитация детей с ДЦП сводится преимущественно к улучшению общего состояния ребенка, обеспечение подходящих условий для реализации его потенциальных возможностей.

Создание подобных условий – это кропотливый, упорный, ежедневный труд врачей, родителей и самого малыша. Усилия врачей без помощи семьи не дадут большого результата, так как при такой патологии медикаментозное лечение – не самое главное. Причем реабилитация детей с ДЦП должна начинаться как можно раньше, так как именно в первые годы жизни лечение способно наиболее эффективно компенсировать имеющиеся повреждения головного мозга и свести к минимуму проявления мышечной спастики. Это позволяет в будущем уменьшить деформацию скелета и контрактур, повысить способность к удержанию равновесия, нормальной работе мышц и движению.

В настоящее время по всему миру существует множество реабилитационных центров для детей с ДЦП, где с больными занимаются различные специалисты – неврологи, ортопеды, педиатры, психологи, логопеды, мануальные терапевты, а родители проходят курс обучения реабилитации ребенка в домашних условиях. Ведь даже простая игра в куклы позволяет улучшить координацию движений, функции мышц, подавляет патологические рефлексы.

ДЦП может проявляться целым рядом симптомов, таких как:

  • Неуклюжесть, неловкость движений;
  • Снижение концентрации внимания;
  • Неусидчивость;
  • Нелюбовь к рисованию или раскрашиванию;
  • Неумение ловить мяч или бить по нему ногой;
  • Неспособность прыгать на одной или двух ногах, перескакивать через препятствие;
  • Трудности при ходьбе.

Физическая реабилитация детей с ДЦП, прежде всего, состоит из приема лекарственных препаратов (спазмолитиков, обезболивающих средств, антидепрессантов, транквилизаторов), постоянных занятий лечебной физкультурой, хирургических и ортопедических методов в сочетании с массажем. Хороших результатов позволяют добиться физиотерапевтические методы: электростимуляция нервов и мышц, тепловое и грязевое лечение, электрофорез. При выраженных контрактурах применяется хирургическое лечение, в ходе которого проводится удлинение мышц, костей, а для снятия спастики – подрезание сухожилий.

Социальная реабилитация детей с ДЦП

Период восстановления двигательной активности и социальной адаптации больного ребенка состоит из четырех этапов:

  • Острый период. Длится 7-12 дней, в течение которых наблюдаются ярко выраженные расстройства двигательного аппарата, судороги;
  • Ранний восстановительный период. Длится до двухмесячного возраста ребенка;
  • Поздний восстановительный. Заканчивается у ребенка примерно в двухлетнем возрасте и характеризуется наличием ярко выраженного тонического рефлекса, который не позволяет развиться в положенный срок установочным рефлексам и сознательным движениям;
  • Последний период. Характеризуется наличием остаточных явлений и может длиться пожизненно.

Большое значение для успешного лечения ребенка с церебральным параличом имеют условия, при которых проходит восстановление. Реабилитационные центры для детей с ДЦП позволяют с помощью квалифицированных специалистов, качественного оборудования добиться более эффективных результатов. Также очень важно начинать реабилитацию как можно раньше, соблюдая непрерывность лечения.

По мере взросления ребенка с ДЦП и приближения его к школьному возрасту следует уделить особое внимание его моторному развитию, дабы облегчить его адаптацию в обществе. Социальная реабилитация детей с ДЦП представляет собой развитие способностей и подготовку к жизни в коллективе. Поэтому необходимо обязательно обеспечить для малышей в возрасте от 4 до 7 лет с сохраненным интеллектом посещение детских дошкольных учреждений с логопедическими группами, так как часто двигательные дефекты сопровождаются с нарушениями речи.

При посещении детского сада, ребенок с ДЦП получает необходимое общение со сверстниками, увеличивается его естественная потребность в движении, количество речевых контактов. Таким образом малышу прививается бесценный опыт общения социального взаимодействия, повышается уровень его самооценки.

При этом физическая реабилитация должна быть теперь направлена на формирование навыков повседневной жизни, обучению ребенка самостоятельно одеваться, кушать, пользоваться туалетом. Все это поможет значительно облегчить жизнь больного и повысить его уверенность. Но самое главное – это помнить, что, хотя детский церебральный паралич является серьезным заболеванием, однако многим людям с этим диагнозом удается вести нормальную жизнь. При правильной реабилитации детей с ДЦП впоследствии они ходят в школу, работают, женятся и рожают детей.

Реабилитация детей с Детским Церебральным Параличом

Реабилитация детей с ДЦП представляет собой высокоэффективный комплекс лечебных мероприятий, направленных на восстановление и улучшение текущего состояния больного малыша.

Процедуры помогают ребенку адаптироваться, улучшить физические и умственные способности. ДЦП расшифровывается как детский церебральный паралич. Он характеризуется нарушением мозговой и двигательной активности, из-за неправильного развития коры, ствола и капсулы головного мозга.

Особенности заболевания

Существует множество причин, из-за которых происходят нарушения в развитии такого важного для нормальной жизни человека органа как головной мозг. По течению ДЦП можно разделить на несколько форм и фаз. Всего их три:

  • Ранняя фаза. Длится до 5 месяцев. Выражается в замедленном развитии мышечных рефлексов. Движения похожи на действия новорожденного. Ребенок не в состоянии играть из-за ослабления мышц.
  • Начальная резидуальная стадия. Может проявляться у детей до 3 лет. Малыш к двум годам не делает попыток заговорить, может быть заметна неправильная симметрия тела. Ребенок не может жевать пищу, часто давится своей собственной слюной.
  • Поздняя резидуальная стадия. Начинается после 3 лет. Ребенку трудно передвигаться, ноги становятся ассиметричны по длине, нарушается речь, слух и зрение. Ситуация может усугубляться недержанием, судорогами и болезнями зубов.

В такие моменты для родителей самое главное не упустить время и обратиться за помощью к специалистам как можно раньше.

Причины появления ДЦП подразделяются на две категории – внутриутробные и послеродовые. К внутриутробным рискам можно причислить:

  • Беременность проходила с осложнениями;
  • Во время беременности мать злоупотребляла вредными привычками;
  • Генетический фактор;
  • Тяжелые роды с возникновением асфиксии у плода;
  • Во время беременности мать страдала от тяжелых хронических болезней;
  • Рождение намного раньше положенного срока;
  • Небольшой вес новорожденного;
  • Влияния скрытых инфекционных заболеваний на развитие плода;
  • Несовместимость резус факторов матери и плода, вследствие чего может произойти токсическое отравление головного мозга новорожденного.

Послеродовых причин гораздо меньше. К ним относятся:

  • Небольшой вес новорожденного (менее 1 килограмма);
  • Рождение двойняшек или тройняшек;
  • Поражения головы, случившиеся в период раннего развития.

Часто случается, что истинные причины возникновения ДЦП остаются неизвестны. В любом случае, социальная реабилитация детей ДЦП должна начинаться как можно раньше. Таким образом, у больных детей возрастают шансы на достойную жизнь и нормальную интеграцию в общество.

Задачи ЛФК при реабилитации детей с ДЦП

Лечение и реабилитация детей с ДЦП в первую очередь помогают им адаптироваться в обществе и вести относительно нормальный образ жизни. Программа восстановления состоит из нескольких этапов, каждый из которых направлен на развитие и усиление сильных сторон. К лечению малышей подходят комплексно. В программу реабилитации включают медицинское лечение, физические упражнения, психологический подход и занятия для улучшения памяти и мышления.

К каждому человеку необходимо найти собственный подход. Для лечения и адаптации применяют те процедуры, которые необходимы конкретному малышу. В центрах помощи больных ДЦП работают психологи, ортопеды, неврологи, реабилитологи и тренеры физкультуры. Курс реабилитации лучше начинать как можно раньше.

Наиболее благоприятный возраст для начала лечения и адаптации наступает после года. Длительность курса зависит от степени заболевания и индивидуальных особенностей ребенка. Некоторым хватает 6 месяцев, а другие находятся на лечение несколько лет. Методы реабилитации детей с ДЦП построены на поэтапном достижении цели. Это называется дробное лечение.

Методики реабилитации

Дети с ДЦП должны заниматься ЛФК на постоянной основе. Процедуры оказывают помощь в растягивании мышц, снятия напряжения, увеличении двигательного диапазона. В разработанных методиках комплекс упражнений направлен на улучшение выносливости мышц при ходьбе, избавления от судорог и развитие мелкой моторики. Для лечения и реабилитации детей с детским церебральным параличом существует несколько программ:

  • Бобат-терапия. Она подходит для всех детей с ДЦП, начиная с 3 месяцев и заканчивая совершеннолетием. В нее входит комплекс мер, стимулирующих движения человека и психологическое настраивание на положительный результат;
  • Физиотерапия. Назначается при любой тяжести заболевания. Процедуру проходят, учитывая возраст и особенности заболевания. Данную методику рекомендуют проходить с осторожностью, принимая во внимание сопутствующие проблемы и патологии. Наиболее часто врачи назначают: электростимуляцию, СМТ, магнитотерапию, ультразвук, лазер и другие;
  • Медикаментозное лечение. Используется для избавления от спазмов и улучшения мозговой активности;
  • Войта-терапия. Данная терапия должна помочь запустить неработающие мышцы. Вместе с этим с ее помощью включают спонтанную моторику. Эффективна для детей в возрасте до года, так как именно в этот период моторика развивается наиболее активно. Кроме того, терапия предотвращает дальнейшее усугубление симптомов, если лечение было начато вовремя.
  • Педагогические занятия. Занятия с логопедами направлены на устранение речевых дефектов;
  • Иппотерапия. Этот метод подразумевает лечение с помощью верховой езды. Больной на рефлекторном уровне старается удержаться в седле, таким образом, напрягая и тренируя мышцы. С ее помощью можно исправить проблемы с дыханием и привести в норму равновесие. Кроме того, улучшается и психологическое состояние малыша.
  • Бальнеотерапия. Данная методика предлагает лечение при помощи водных процедур. В воде мышцы расслабляются, что положительно сказывается на диапазоне движений.
  • Дельфинотерапия. Курс реабилитации с дельфинами. По продолжительности не должен быть меньше двух недель. В этом случае происходит развитие мышц в виде игры с дельфином. Снимаются спазмы, улучшается дыхание. Кроме того, малыш получает массу положительных эмоций.
  • Лечение с помощью костюма Адели. Это специально разработанный ортопедический аппарат. При его использовании происходит перераспределение нагрузки на мышцы и суставы. Он пробуждает спящие клетки, посылающие сигналы в двигательный центр.

При должном лечении, симптомы ДЦП становятся менее заметны, а его развитие замедляется.

Комплексы упражнений ЛФК

Процедуры коррекции направлены на улучшение координации движений, способности самостоятельно держать различные предметы, помощи в общении, а также получения минимального образования. Главная задача этих мероприятий – максимально развить навыки малыша. Вот какие методы обычно используются во время реабилитации ребенка инвалида ДЦП:

  • Плавание. Оно рекомендуется всем, а не только детям с заболеваниями. Оно повышает тонус мышц, улучшает координацию движений, учит сохранять равновесие;
  • Разнообразие физических упражнений. Для детей с ДЦП подходит движение на четвереньках, нагрузки на шведской стенке, попеременное поднимание и опускание рук и другие;
  • Занятия, направленные на улучшение координации движений и развитие мелкой моторики. Хорошо влияет множество детских игр, таких как игра в мяч, классики, ходьба на руках, рисование, собирание пазлов.

ДЦП – это одно из тех заболеваний, которые на сегодняшний день невозможно вылечить полностью. Вовремя начатая реабилитация значительно улучшит качество жизни больного, позволит ему адаптироваться и вести полноценное существование.

Массаж

В центрах, где можно пройти реабилитацию с ребенком ДЦП для улучшения состояния пациента применяют массаж. Благодаря этой процедуре происходит замедление болезни, а также снижается риск возможных осложнений. Во время процедуры массажа мышцы расслабляются, усиливается кровообращение, что положительно сказывается на их развитии. Вместе с этим активизируется процессы обмена веществ в организме и его общее оздоровление.

Средства технической реабилитации

Существует разнообразное оборудование для реабилитации детей с ДЦП. Для помощи детям применят лесенки, мячи и ортопедические аппараты. Для реабилитации детей с ДЦП используются такие аппараты, как виброплатформа галилео, тренажер Велотон, тренажер Гросса. Все они направлены для повышения тонуса мышц. Все приспособления надежно крепятся, не допуская падения и нанесению ребенку каких-либо травм.

Мест, где возможна реабилитация детей ДЦП в России не слишком много. Больше всего в этом плане повезло столице. Здесь можно обратиться за помощью в один из четырех, работающих на данный момент центров реабилитации. Больницы оснащены современным оборудованием и применяют для лечения новейшие методы. Реабилитацию проходят не только сами дети, но их родители. Здесь можно получить грамотную консультацию по вопросам об уходе за таким малышом.

Реабилитация при дцп: восстановление и адаптация детей с дцп

Развитие личности у детей с ДЦП в большинстве случаев проходит весьма своеобразно, хотя по тем же законам, что и развитие личности нормально развивающихся детей.

По эмоционально-волевым проявлениям детей с ДЦП условно можно разделить на две группы. В одном случае дети с повышенной возбудимостью, чрезмерной чувствительностью ко всем внешним раздражителям. Обычно эти дети расторможены, суетливы, беспокойны, склонны к вспышкам раздражительности, упрямству. Эти дети эмоционально лабильны: то они чрезмерно шумны, веселы, то вдруг становятся вялыми, плаксивыми, раздражительными. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Нарушение поведения могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим, усиливаясь в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Нарушения поведения отмечаются не у всех детей церебральным параличом.

У более многочисленной группы детей процесс торможения превалирует над процессом возбуждения. Такие дети отличаются пассивностью, безынициативностью, нерешительностью, заторможенностью. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Эти дети с трудом привыкают к новой обстановке, не могут адаптироваться в изменяющихся условиях, с большим трудом налаживают контакты с новыми людьми. У данной категории детей отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к

деятельности, страхи связанные с передвижением, падением, сном и общением. Они стремятся к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является гиперопекающее воспитание ребенка и реакция на физический дефект.

Почти у всех детей с ДЦП проявляется личностная незрелость,которая выражается в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, замкнутостью, впечатлительностью.

Реабилитация и абилитация:

Реабилитация — это процесс, цель которого помочь инвалидам восстановить их оптимальные физические, интеллектуальные, психические и/или социальные уровни деятельности и поддерживать их, предоставив им реабилитационные средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости. включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):

1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта; 2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности; 3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности; 4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.

Абилитация— это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.

Основная стратегия реабилитации при церебральном параличе – предотвратить инвалидность в значении «неспособность, бессилие» (disability), минимизируя последствия повреждения мозга, предотвращая развитие вторичных осложнений, максимально развивая двигательные способности ребенка, а также способности к коммуникации, обучению, выполнению повседневных занятий.

• включение реабилитации в процесс повседневного ухода за ребенком. При возможности осуществляется на дому;

• оперативное лечение для уменьшения боли, облегчения ухода (в том числе установка баклофеновой помпы);

• наблюдение специалистами различного профиля;

• психологическая работа со всеми членами семьи.

Обобщенно цели реабилитации можно сформулировать так:

1) повышение мобильности ребенка;

2) предотвращение вторичных ортопедических осложнений – скелетно-мышечных контрактур и деформаций;

3) обучение родителей навыкам ухода и занятиям с ребенком в домашних условиях, достижение благополучных детско-родительских отношений;

4) повседневная активность: освоение ребенком бытовых навыков, навыков самообслуживания;

5) социальная интеграция ребенка.

Проблемы пациентов с ДЦП имеют комплексный характер, поэтому и помощь, которую общество и специалисты оказывают им, тоже должна быть комплексной: и развитие возможностей самого ребенка, и создание оптимальных условий, в которых он сможет максимально реализовать свои возможности.

Программа реабилитации детей с ДЦП должна быть направлена на:

• на его способность к передвижению, поддержанию позы и двигательную активность;

• способность к коммуникации;

• уход за ребенком;

• качество жизни ребенка и членов семьи.

Функциональная терапия при ДЦП включает методы воздействия, направленные на сохранение и развитие функциональной активности пациента, а именно: • физическую терапию; • эрготерапию; • ортезирование;• использование технических средств реабилитации; • адаптивные технологии; • спорт и отдых; • модификацию среды.

Адаптация:

Основой социальной адаптации ребенка с ДЦП является достижение достаточного уровня социальной готовности, позволяющей проявлять активность в основных сферах деятельности.

Выделяют своеобразные особенностипсихики детей с ДЦП, сказывающиеся на их социальной адаптации. Важно ориентироваться в индивидуальных особенностях психики подростков с церебральным параличом что, в свою очередь, будет способствовать сглаживанию имеющихся дефектов:

— большинству подросткам с ДЦП свойственна незрелость эмоционально-волевой сферы. В данной связи, негативные оценки деятельности подростка с церебральным параличом отрицательно влияют на его поведенческие характеристики. Осуществление позитивного эмоционального климата – значимый момент благополучной адаптации;

— доминирование проявлений агрессии, мнительности, обидчивости, иждивенческих установок, недоверия. Нередко можно наблюдать проявления индифферентного отношения к людям;

— низкий уровень развития эмпатийных проявлений. Данная особенность может меняться в зависимости от степени тяжести церебрального паралича;

— взаимосвязь переживания одиночества от состояния здоровья. Подростки осознают недостаточность общения, они воспринимают себя неприспособленными даже в элементарных ситуациях жизни, стесняются дать понять окружающим, что нуждаются в помощи (особенно в случае наличия речевых нарушений страх быть непонятым только усиливается). Иначе воспринимают переживание одиночества подростки с нормативным развитием. Данное состояние для них обусловлено другими причинами: сложности взаимодействия с родителями, проявления гиперопеки со стороны родителей, внутренняя неуверенность, страх знакомства с новыми людьми и завязывания дружеских отношений. Последние причины актуальны и для подростков с церебральным параличом;

— подростки с ДЦП переживают сложности в ситуациях межличностного взаимодействия, с трудностями происходит адаптация к людям. Но, они могут адекватно понимать чувства, состояния, действия людей по невербальным способам взаимодействия (мимика, жесты, пантомимика); — подростки с церебральным параличом, вследствие неуверенности в себе, недостаточного общения, переживают сложности в завязывании новых контактов;

— наличие противоречия при адекватном восприятии оценок окружающих людей и низкой оценке своих возможностей адаптации к социуму. Со стороны поведенческих характеристик наблюдается высокий уровень тревожности и осмотрительности во взаимодействии со сверстниками;

— сложности в самовыражении, высокий уровень восприимчивости на мнение и действия других людей.

Данная специфика личностной сферы лиц с ДЦП вызывает затруднения в социальной и психологической адаптации.

Реабилитация при дцп: восстановление и адаптация детей с дцп

Развитие личности у детей с ДЦП в большинстве случаев проходит весьма своеобразно, хотя по тем же законам, что и развитие личности нормально развивающихся детей.

По эмоционально-волевым проявлениям детей с ДЦП условно можно разделить на две группы. В одном случае дети с повышенной возбудимостью, чрезмерной чувствительностью ко всем внешним раздражителям. Обычно эти дети расторможены, суетливы, беспокойны, склонны к вспышкам раздражительности, упрямству. Эти дети эмоционально лабильны: то они чрезмерно шумны, веселы, то вдруг становятся вялыми, плаксивыми, раздражительными. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Нарушение поведения могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим, усиливаясь в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Нарушения поведения отмечаются не у всех детей церебральным параличом.

У более многочисленной группы детей процесс торможения превалирует над процессом возбуждения. Такие дети отличаются пассивностью, безынициативностью, нерешительностью, заторможенностью. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Эти дети с трудом привыкают к новой обстановке, не могут адаптироваться в изменяющихся условиях, с большим трудом налаживают контакты с новыми людьми. У данной категории детей отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к

деятельности, страхи связанные с передвижением, падением, сном и общением. Они стремятся к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является гиперопекающее воспитание ребенка и реакция на физический дефект.

Почти у всех детей с ДЦП проявляется личностная незрелость,которая выражается в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, замкнутостью, впечатлительностью.

Реабилитация и абилитация:

Реабилитация — это процесс, цель которого помочь инвалидам восстановить их оптимальные физические, интеллектуальные, психические и/или социальные уровни деятельности и поддерживать их, предоставив им реабилитационные средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости. включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):

1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта; 2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности; 3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности; 4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.

Абилитация— это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.

Основная стратегия реабилитации при церебральном параличе – предотвратить инвалидность в значении «неспособность, бессилие» (disability), минимизируя последствия повреждения мозга, предотвращая развитие вторичных осложнений, максимально развивая двигательные способности ребенка, а также способности к коммуникации, обучению, выполнению повседневных занятий.

• включение реабилитации в процесс повседневного ухода за ребенком. При возможности осуществляется на дому;

• оперативное лечение для уменьшения боли, облегчения ухода (в том числе установка баклофеновой помпы);

• наблюдение специалистами различного профиля;

• психологическая работа со всеми членами семьи.

Обобщенно цели реабилитации можно сформулировать так:

1) повышение мобильности ребенка;

2) предотвращение вторичных ортопедических осложнений – скелетно-мышечных контрактур и деформаций;

3) обучение родителей навыкам ухода и занятиям с ребенком в домашних условиях, достижение благополучных детско-родительских отношений;

4) повседневная активность: освоение ребенком бытовых навыков, навыков самообслуживания;

5) социальная интеграция ребенка.

Проблемы пациентов с ДЦП имеют комплексный характер, поэтому и помощь, которую общество и специалисты оказывают им, тоже должна быть комплексной: и развитие возможностей самого ребенка, и создание оптимальных условий, в которых он сможет максимально реализовать свои возможности.

Программа реабилитации детей с ДЦП должна быть направлена на:

• на его способность к передвижению, поддержанию позы и двигательную активность;

• способность к коммуникации;

• уход за ребенком;

• качество жизни ребенка и членов семьи.

Функциональная терапия при ДЦП включает методы воздействия, направленные на сохранение и развитие функциональной активности пациента, а именно: • физическую терапию; • эрготерапию; • ортезирование;• использование технических средств реабилитации; • адаптивные технологии; • спорт и отдых; • модификацию среды.

Адаптация:

Основой социальной адаптации ребенка с ДЦП является достижение достаточного уровня социальной готовности, позволяющей проявлять активность в основных сферах деятельности.

Выделяют своеобразные особенностипсихики детей с ДЦП, сказывающиеся на их социальной адаптации. Важно ориентироваться в индивидуальных особенностях психики подростков с церебральным параличом что, в свою очередь, будет способствовать сглаживанию имеющихся дефектов:

— большинству подросткам с ДЦП свойственна незрелость эмоционально-волевой сферы. В данной связи, негативные оценки деятельности подростка с церебральным параличом отрицательно влияют на его поведенческие характеристики. Осуществление позитивного эмоционального климата – значимый момент благополучной адаптации;

— доминирование проявлений агрессии, мнительности, обидчивости, иждивенческих установок, недоверия. Нередко можно наблюдать проявления индифферентного отношения к людям;

— низкий уровень развития эмпатийных проявлений. Данная особенность может меняться в зависимости от степени тяжести церебрального паралича;

— взаимосвязь переживания одиночества от состояния здоровья. Подростки осознают недостаточность общения, они воспринимают себя неприспособленными даже в элементарных ситуациях жизни, стесняются дать понять окружающим, что нуждаются в помощи (особенно в случае наличия речевых нарушений страх быть непонятым только усиливается). Иначе воспринимают переживание одиночества подростки с нормативным развитием. Данное состояние для них обусловлено другими причинами: сложности взаимодействия с родителями, проявления гиперопеки со стороны родителей, внутренняя неуверенность, страх знакомства с новыми людьми и завязывания дружеских отношений. Последние причины актуальны и для подростков с церебральным параличом;

— подростки с ДЦП переживают сложности в ситуациях межличностного взаимодействия, с трудностями происходит адаптация к людям. Но, они могут адекватно понимать чувства, состояния, действия людей по невербальным способам взаимодействия (мимика, жесты, пантомимика); — подростки с церебральным параличом, вследствие неуверенности в себе, недостаточного общения, переживают сложности в завязывании новых контактов;

— наличие противоречия при адекватном восприятии оценок окружающих людей и низкой оценке своих возможностей адаптации к социуму. Со стороны поведенческих характеристик наблюдается высокий уровень тревожности и осмотрительности во взаимодействии со сверстниками;

— сложности в самовыражении, высокий уровень восприимчивости на мнение и действия других людей.

Данная специфика личностной сферы лиц с ДЦП вызывает затруднения в социальной и психологической адаптации.

Реабилитация детей-инвалидов с ДЦП: программы и методики

Детский церебральный паралич – это патология, которая характеризуется нарушением двигательной деятельности, вследствие поражения головного мозга – происходит поражение коры, ствола или капсулы мозга.

Причин пагубного воздействия на жизненно важный орган множество. Делятся они на три группы: беременность, роды и послеродовая деятельность малыша – в зависимости от времени получения патологии.

Фазы развития ДЦП

ДЦП различается по формам и фазам течения заболевания, которых выделяют три:

  1. Ранняя стадия – возраст до 5 месяцев. Проявляется задержкой развития ребенка, сохранением рефлексов, как у новорожденных, невозможностью играть одной из рук, вследствие нарушения мышечного тонуса.
  2. Начальная резидуальная фаза – возраст до 3 лет. Ребенок к двум годам не пытается говорить, заметна асимметрия в теле и движениях, отмечается повышенная потливость, малыш часто давится едой или собственной слюной.
  3. Поздняя резидуальная фаза – возраст старше 3 лет. Проявляется тугоподвижностью, укороченностью ноги на пораженной стороне, нарушением глотания, слуха, речи, зрения, расстройством мочеиспускания и дефекации, патологией со стороны зубов, судорогами.

Родителям важно не проигнорировать признаки появления ДЦП. При обнаружении тревожных симптомов надо сразу обратиться к врачу.

Современный подход к лечению и реабилитации

Лечение и реабилитация детей, больных ДЦП, направлены на социальную адаптацию в обществе.

Методы, средства и программы реабилитации основываются на комплексном разноплановом влиянии на ребенка, которое включают множество разносторонних подходов: медицинский, физический, психический, социально-экономический, профессиональный и личностный.

Мероприятия направлены на коррекцию двигательного дефекта, улучшение двигательной деятельности, возможности общения, вырабатывания навыков независимости действий больного в повседневной жизни, эмоциональное и социальное развитие, обучение и получение образования.

Целью реабилитации является физическая и социальная адаптация больного ребенка и расширение его индивидуальных возможностей. Каждому ребенку с ДЦП подготавливается индивидуальная программа реабилитации, по которой и работают с ним медики в реабилитационных центрах.

Комплекс мероприятий

Основной задачей реабилитации детей, больных ДЦП, является максимальное развитие умений и навыков. Способ коррекции двигательных расстройств – это становление двигательных действий путем стимуляции выпрямительных рефлексов.

Для этого применяются следующие методы:

  • массаж – должен выполняться только специалистом;
  • лечебная физкультура;
  • бобат-терапия;
  • применение специальных технических приспособлений во избежание появления патологических поз;
  • логопедические занятия, направленные на коррекцию нарушения речи;
  • занятия с психологом;
  • медикаментозное лечение – применение препаратов, снижающих тонус мышц;
  • хирургические ортопедические вмешательства – сухожильная пластика, коррегирующая остеотомия и другие;
  • функциональная нейрохирургия;
  • физиотерапия – снятие болезненных спазмов мышц;
  • иппотерапия и дельфинотерапия – общение с животными поможет ребенку улучшить речь, координацию, адаптироваться в обществе;
  • арт-терапия – лечение искусством и творчеством – направлена на подготовку ребенка к учебе.

Детям с ДЦП необходимо регулярно заниматься ЛФК – это помогает растягивать мышцы, снимать с них напряжение, расширять диапазон движений, разработаны комплексы упражнений, направленные на выносливость, подготовку к ходьбе, снятие судорог, улучшение равновесия.

Для детей с ДЦП чаще иных применяют следующие программы и средства реабилитации:

  1. Бобат-терапия – предназначается для детей любого возраста, начиная от 3 месяцев и до совершеннолетия. Она включает в себя запрещающие удерживания, направляющие движения и стимулирование ребенка на ожидаемый результат.
  2. Использование приспособлений – специальные приспособления необходимы ребенку во всех сферах жизни, для того, чтобы он мог стоять, сидеть, мыться, передвигаться. Они назначаются в зависимости от типа нарушения и стадии нарушения координации и равновесия. Приспособления подразделяются на три вида: мобильность (инвалидные кресла, ходунки, сиденья), развитие (вертикализаторы, столы и стулья, велотренажеры), гигиена (кресла-туалеты, сиденья для ванн).
  3. Физиотерапия – назначается на всех этапах заболевания с учетом возраста, состояния больного и особенности течения патологии. Назначаются процедуры с осторожностью, учитывая другие заболевания и тяжесть симптомов ДЦП. Самыми распространенными процедурами считаются: электростимуляция, СМТ, магнитотерапия, ультразвуковая терапия, лазеротерапия и другие физиотерапевтические назначения.
  4. Медикаментозная терапия – направлена на устранение нежелательных симптомов. Назначаются мозговые метаболические препараты и нейропротекторы (Церебролизин, Пирацетам), а также сосудистые препараты (Актовегин). Выраженный спазм лечится Мидокалмом, Баклофеном. Эпилептические приступы снимаются противосудорожными препаратами – Ламотриджин или Топарамат.
  5. Войта-терапия – этот метод реабилитации детей, при котором происходит «запуск» определенных мышц. Впоследствии они должны включить спонтанную моторику пациента. Эта методика особенно эффективна для детей до года, потому что в раннем возрасте рефлекторные реакции наиболее интенсивны. Этот метод предотвращает угрозу развития ДЦП, если он обнаружен на ранней стадии и вовремя начато лечение.
  6. Педагогическая программа – при нарушении речи применяются занятия с логопедом. Одной из лучших программ является Логоритмика, где дети в игровой и музыкальной форме запоминают и воспроизводят предлагаемый текст.
  7. Иппотерапия – верховая езда укрепляет мышцы ребенка, особенно спинные. Восстанавливается равновесие и дыхательные расстройства. Общение с животными на свежем воздухе расширяет диапазон ребенка и улучшает эмоциональное состояние. Не имея возможности использовать лошадь, можно кататься на карусели, качелях, результат будет тот же.
  8. Костюм Адели – это и ортопедический аппарат, и тренажер, предназначенный для перераспределения нагрузки на мышцы и суставы, образуя мышечный каркас. Задача тренировок с помощью приведенного костюма – «разбудить» спящие клетки двигательного центра. Это достигается путем воздействия на определенную группу мышц, которые и посылают импульсы в мозг. Костюм состоит из жилета, шорт, деталей для коленей и рук, кистевых опор, обуви с петельной системой, шапочки и набора эластичных тяг.

Готовые программы реабилитации

К наиболее эффективным относится программа «Ранняя реабилитация» предназначена для детей до года. Направлена на коррекцию задержки психо-речевого и моторного развития, полученного вследствие поражения нервной системы во время вынашивания плода, родов или в первые месяцы жизни. Она включает в себя последовательную и длительную работу врачей и родителей ребенка.

Реабилитацию можно начинать с 3 месячного возраста. Курс длится 5 дней и повторяется ежемесячно, если это необходимо. Поступившего ребенка тщательно обследуют.

В комплекс мероприятий данной программы входят: биомеханическая коррекция позвоночника, рефлексотерапия, массаж, дыхательная гимнастика, ЛФК, парафиновые аппликации.

Прохождение комплекса мероприятий нормализует мышечный тонус, улучшает двигательную активность, дыхательный ритм, кровообращение, метаболизм тканей – это стимулирует возможности психо-речевого развития и моторики ребенка.

Программа «Ранняя реабилитация» уменьшает неврологические расстройства у маленьких детей и дает шанс избежать в дальнейшем физической инвалидности, помогает им социально адаптироваться и быть полноценными людьми в обществе.

Реабилитационные центры в России

В России центров реабилитации не так много. Основная их часть находится в Москве. Здесь работают 4 реабилитационных центра. Также подобные учреждения есть в Туле, Воронеже, Самаре, Вологде, Санкт-Петербурге, Электростали и Белгороде.

В центрах проходят реабилитацию не только дети, но и их родители.

Все они укомплектованы современным оборудованием, в каждом трудятся только опытные врачи и прочий медицинский персонал.

Слово родителям

Отзывы родителей о центрах реабилитации и применяемых методах восстановления детей с ДЦП.

Мы были в Московском реабилитационном центре, когда они только открылись. Понравилась детская йога, массаж каждый день по полчаса: один день спина, другой – руки и ноги.

А ЛФК не понравилось, я могу сама так заниматься. Персонал вежливый, приветливый, оборудование и помещения современные.

Римма, Москва

У ребенка ДЦП – тетрапарез. Лечились в разных городах, прошли 3 курса реабилитации в Самаре, результаты есть. Дочке 6 лет, передвигается на коленках, знает два языка, сидит сама, очень хочет ходить сама.

Инна, Самара

Нам провели 3 курса ЛФК, результаты очень радуют. Сонечка научилась ходить, держась за руки – раньше она не понимала, что надо делать.

Теперь мы уверенно ходим не только дома, но и на улице по песку, где есть и ямки, и бугорки. Научилась ползать, пока медленно, но с каждым днем все увереннее. Учимся ходить, держась за одну ручку.

Лена, Вологда

Детский церебральный паралич – это тяжелое заболевание, требующее длительного регулярного лечения и реабилитационных мероприятий.

Родителям совместно с медиками следует разработать программы по адаптации ребенка, проводить курсы медикаментозной терапии, подобрать правильные вспомогательные средства для передвижений, занятий и проведения гигиенических процедур.

Необходимо научить ребенка всем навыкам комфортных и независимых от посторонних повседневных действий.