Педагогический прикорм: схема при грудном и искусственном вскармливании, таблица

Симптомы

Педагогическим или естественным прикормом называется метод введения в рацион малыша взрослой пищи. При этом пища очень медленно вводится, чтобы постепенно приучить маленький организм. Сперва родители берут малыша за стол, чтобы тот смотрел, как они кушают, и сам захотел попробовать взрослую пищу. При этом она для ребенка может быть не измельченной. Данный метод не является новшеством, он известен еще с советских времен.

Педиатрический и педагогический прикорм: в чем разница

Педиатрический и педагогический – разные виды прикорма.

  • метод разработан в виде таблиц с подробным описанием блюд в граммах, согласно возрасту ребенка;
  • данный способ рассчитан на то, что новый рацион постепенно заменит кормление грудью ближе к 1 году рождения.
  • введение в рацион малыша пищи, которую едят взрослые;
  • еда дается в минимальном количестве, только для ознакомления;
  • грудное кормление сохраняется;
  • прикорм вводится, когда малыш уже может сидеть, и у него появились зубки.

При педагогическом способе введения в рацион малыш может пробовать новую пищу до, во время или после кормления грудью, и даже запивать грудным молоком.

Педприкорм при грудном вскармливании. Таблица

Педиатрический прикорм разработан врачами в виде таблицы. Данный способ введения блюд направлен на переход с грудного вскармливания на пищу из фруктов, овощей и других видов продуктов.

Разработана специальная таблица с подробным описанием продуктов, которые можно давать малышу, не зависимо, находится он на грудном или искусственном кормлении.

Название блюд Количество в граммах 6 месяцев 7

месяцев 8

месяцев 9

месяцев 10

месяцев 11

месяцев 12

месяцев Измельченные овощи От 10 до 120 От 80 до 120 150 170 От 180 до 200 От 180 до 200 От 180 до 200 Перемолотые фрукты От 5 до 60 От 50 до 60 60 70 От 70 до 80 100 От 100 до 110 Сухари, сладости От 3 до 5 5 5 5 10 10 Каши на воде От 10 до 150 От 150 до 180 От 150 до 180 200 Масло 1 От 3 до 5 5 5 5 5 Хлеб 5 5 5 5 10 Сок на основе фруктов От 10 до 30 50 60 80 От 100 до 110 Пюре из мяса От 10 до 30 От 30 до 70 От 60 до 70 От 60 до 70 80 Масло сливочное 1 От 3 до 5 5 5 5 Каши на молоке От 100 до 200 От 100 до 200 От 100 до 200 От 100 до 200 Кефир От 10 до 30 50 100 От 150 до 200 Творожные продукты От 10 до 30 40 40 40 Желток 0,25 0,25 0,5 0,5 Измельченная рыба 10-30 50 60

Введение прикорма при искусственном вскармливании

Детям, получающим смеси в виде основного питания, необходимо искусственное введение каш и овощей, богатых железом в возрасте, не раньше 5-6 месяцев, а к 8 месяцам – введение в рацион мяса.

Внимание! При кормлении адаптированными смесями, желательно применение схемы педагогического прикорма.

Происходит постепенная подготовка пищеварительной системы ребенка с формированием правильной ферментной активности при минимальных дозах взрослой пищи, знакомит с новой едой и учит пережевывать пищу.

Благодаря достаточному количеству полезных питательных веществ, получаемых из качественной адаптированной смеси, использование прикорма может применяться только как ознакомление с пищей, отличной от смеси. При искусственном вскармливании в виде прикорма рекомендуется введение кисломолочных смесей с 4-6 месяцев.

Плюсы и минусы

  • мама более спокойна, так как придерживается советов врачей и разработанной врачами схемы;
  • легко узнать, на какую пищу у ребенка аллергическая реакция или срыв стула;
  • грудное молоко можно постепенно заменить пищей, предложенной в таблице прикорма.
  • питание приходиться готовить персонально (по сравнению с педиатрическим);
  • ребенка кормят отдельно (отсюда позднее привитие поведения за столом, снижение аппетита, капризы);
  • ребенок может начать отказываться от приема еды (прикорма) и принимать только грудное молоко;
  • либо может в возрасте раньше положенного срока полностью отказаться от кормления грудью;
  • появляется вероятность позднего развития процессов жевания и глотания.

  • с малого возраста ребенку прививаются пищевые пристрастия семьи, в которой он воспитывается;
  • формируются задатки хорошего аппетита. Ребенка не заставляют кушать, он сам ест, подражая взрослым;
  • малыш быстрее привыкает к еде взрослых (не нужно готовить ему отдельно);
  • укрепляет желудочно-кишечный тракт (в частности, здоровый желудок);
  • правильное поведение за столом;
  • способствует в дальнейшем правильному приему пищи без переедания;
  • учится применять столовые приборы.
  • может возникнуть сложность в определении того, на какую пищу у ребенка аллергия или из-за чего диарея;
  • поначалу малыш может давиться едой, чего боятся родители;
  • в семье все должны питаться правильно, так как малютке запрещена вредная пища;
  • если мама больна ОРВИ или какой-либо другой инфекцией, передающейся через посуду, слюну, есть вероятность инфицировать малыша недугом.

Основные принципы естественного прикорма

  • педиатрический способ введения другой пищи в естественный детский рацион желательно начать в возрасте 6 месяцев, когда пищеварение ребенка становится более устойчивым. Ведь применение раньше 5 месяцев может вызвать расстройства в виде поноса, колик в кишечнике и даже аллергических проявлений;
  • начинать надо с моно продуктов, дозами размером с зернышко (если твердая пища), постепенно увеличивая количество и вводя комбинированные блюда;
  • за неделю можно дать попробовать не более 3 видов продуктов;
  • важно давать пищу из тарелки, чтобы привить правильную культуру поведения за столом, а не просто со стола.

Какой вид прикорма выбрать

У каждого вида прикорма есть плюсы и минусы. Какой из них лучше, можно узнать у педиатра. Но окончательный выбор остается за родителями.

Важно понять, что правильное введение прикорма влияет на здоровье малыша и предотвращает колики в кишечнике, вздутие, боли в животе, аллергических реакции и прочие проявления детских недомоганий.

Нежелательно вводить прикорм, когда у малютки режутся зубки, в период постановки прививки или если он заболел. Он дается только при хорошем самочувствии и веселом настроении малыша.

Педагогический прикорм при грудном вскармливании

Подросший ребенок нуждается в большем количестве питательных веществ, чем обеспечивает ему материнское молоко или смесь. Именно поэтому с 6-месячного возраста ВОЗ рекомендует начать введение прикорма – пищи, которая со временем заменит грудное или искусственное вскармливание.

Медики разработали и предлагают родителям оптимальные схемы введения разных групп продуктов в детский рацион. Тем не менее, есть и другой способ познакомить кроху с пищей, которую едят взрослые. Его называют педагогическим прикормом. Давайте разберемся, чем такой вид прикорма отличается от традиционного и как его вводить.

Плюсы

  • Знакомство ребенка с новой пищей происходит с учетом потребностей, зрелости малыша и его желаний.
  • Младенец во время семейных трапез усваивает традиции своей семьи, связанные с принятием пищи.
  • Маме не нужно тратить время на отдельное приготовление каких-либо блюд для крохи.
  • Педагогический прикорм не вредит вскармливанию материнским молоком.
  • Карапуз учится жевать, а его пищеварительная система постепенно привыкает к новым блюдам.
  • При таком прикорме проблем с аппетитом у деток, как правило, не бывает.
  • Нет необходимости покупать ребенку баночки с пюре и каши в коробочках.

Минусы

  • Научной базы по введению такого прикорма не существует.
  • Обнаружить, какой продукт вызвал аллергию или расстройство стула, очень сложно.
  • При первых пробах кроха может давиться пищей.
  • Вся семья должна начать питаться правильно, исключив жареные, копченые, соленые и острые блюда. Впрочем, этот минус довольно скоро превращается в плюс для всех членов семьи.

О том, в чем заключается педагогический прикорм, смотрите в передаче доктора Комаровского.

Рассчитать собственную таблицу для традиционного прикорма вы можете, заполнив форму, расположенную ниже.

Когда можно начинать?

Малышу начинают предлагать педагогический прикорм с учетом физиологического, а также психологического развития крохи. При этом согласно рекомендациям медиков, до 6-месячного возраста никакую пищу помимо грудного молока ребенку не дают.

Одни младенцы готовы попробовать пищу с тарелки мамы в 6 месяцев, другие – в 7 или даже позже, то есть начало полностью индивидуально.

Когда и с чего начинать?

Педагогический прикорм не ставит целью насытить кроху новой пищей и вытеснить новыми блюдами грудное вскармливание. Начинать такой вид прикорма советуют при наличии следующих моментов.

  • Физической готовности. Малыш уже умеет держать предметы в руке, а также поднести ложку ко рту. Когда в рот карапуза попадает пища, она не выталкивается языком. При этом челюсти ребенка совершают жевательные движения.
  • Пищевого интереса. Малютка постоянно интересуется едой в тарелках других членов семьи, а также столовыми приборами.
  • Физиологической готовности желудочно-кишечного тракта. Когда кроха пробует новый продукт, у него не появляется рвота, разжижение стула или аллергическая реакция.

Прежде чем дать ребенку первую микропорцию новой пищи, младенца знакомят с правилами поведения на кухне. Мама берет кроху на семейный завтрак или ужин, а также готовит рядом с ребенком.

Педагогический прикорм вводят так:

  1. мама кладет на свою тарелку свежую, вкусную и безопасную для ребенка пищу;
  2. кроха сидит на коленях мамы, держа свою ложку в ручке;
  3. когда мама начинает есть, малыш начинает проявлять интерес к содержимому маминой тарелки;
  4. как только карапуз потянется к пище, мама угощает малютку микродозой одного из продуктов; так называют крохотную порцию величиной с зернышко риса или головку спички, для жидких продуктов такая микродоза представляет собой один глоток;
  5. малыш ест продукт или выплевывает;
  6. если блюдо понравилось ребенку, ему дают еще до двух микроскопических порций того же блюда;
  7. в течение 3-5 дней понравившийся продукт можно продолжать давать в количестве не больше трех микродоз;
  8. далее при отсутствии отрицательных реакций детского организма на новую пищу количество продукта увеличивают до чайной ложечки.

Правила и принципы

  • Введение педагогического прикорма не подчинено четкому календарю. Основным аспектом для начала такого прикорма является готовность крохи попробовать незнакомую пищу.
  • Консистенция блюд, которые пробует ребенок, не изменяется. Малышу дают продукты в том же виде, в котором их едят родители, а не готовят пюре.
  • Для ребенка не готовят отдельно. Для соблюдения этого и предыдущего принципов семья должна придерживаться здорового рациона. На тарелках родителей должны быть блюда из круп, овощей, кисломолочных продуктов, мяса, рыбы. Не следует предлагать ребенку сладости, жареное, колбасу.
  • Пока малыш не научился держать ложку, пищу он получает из родительской тарелки, сидя на коленях у мамы. Примерно с 9-месячного возраста малыша можно усадить в свой стульчик, а еду для него переложить в его отдельную тарелку.
  • Ребенка продолжают кормить грудью. Если ребенок вскармливается смесью, то педагогический прикорм не рекомендован. Одной из целей введения именно педагогического прикорма является поддержка ГВ до года и дольше. Ребенок, пробуя новые продукты, получает ценные питательные вещества из маминого молока, запивая им пищу с тарелки взрослого.
  • Никогда не развлекайте детей за едой, потому что при педприкорме это не надо. Поощряя интерес карапуза к пище, которая его заинтересовала, кроху одновременно приучают к правильному поведению за столом. Не нужно допускать, чтобы ребенок безобразничал в тарелке. Если малыш начинает активничать, маме следует отодвинуть тарелку либо прикрыть ее.
  • Ребенку нужно не предлагать еду, а посадить на коленки и есть с удовольствием рядом с ним: именно так формируется правильное отношение к еде, ее ценность, тогда ребенок очень хочет, чтоб ему также досталось. И только после этого отсутствие уговоров отпадает.
  • Если ребенку очень понравилось какое-то блюдо, то его следует давать не чаще 1-2 раз в неделю, чтобы не нарушить процесс знакомства карапуза с другой пищей. Не следует настаивать на том, чтобы карапуз попробовал пока не интересную ему пищу.

Признаки неправильного введения прикорма

Трудности знакомства с взрослой пищей бывают у многих малышей. В отношении педприкорма они заключаются в том, что ребенок после достаточно успешных проб и хорошего аппетита вдруг начинает отказываться от еды. Это верный признак переедания, поэтому для решения проблемы несколько дней не берите кроху вместе с собой за стол. Если же ребенок в это время снова проявил интерес к пище родителей, препятствовать крохе не стоит. К тому же, желательно при малютке есть с аппетитом, и показывать, как вам нравятся продукты в тарелке.

Мнение Е. Комаровского

Известный педиатр не видит в педагогическом прикорме никакого вреда, но и полезным его не считает. Комаровский уверен, что знакомство детей с овощами, мясом, злаками, кефиром и другими продуктами лучше проводить по традиционной схеме введения прикорма, которая более распространена и поддерживается педиатрами. Такую схему популярный врач считает более безопасной и удобной, а педприкорм относит к способам развлечения родителей. Подробнее об этом смотрите в следующем видео.


Педагогический прикорм

Как организовать педприкорм при грудном вскармливании

Прикорм при грудном вскармливании начинают давать в возрасте около 6 месяцев. И если ваш малыш находится полностью на естественном грудном вскармливании по требованию, вы же не собираетесь расставаться со столь полезной и полюбившейся ему пищей еще долго, а уже пришло время вводить прикорм, да и сам малыш с любопытством поглядывает в мамину тарелку, значит, пора давать ему взрослую пищу. И возможно, по новой методике.

Педагогический прикорм что это такое

Введение прикорма — важный момент в жизни каждой семьи. И этот же момент вызывает очень много вопросов. Что делать, если ребенок отказывается есть что-то, кроме груди? Если ваш малыш «нехочуха», рекомендации ниже как раз для вас.

Педагогический прикорм (педприкорм) — это система питания ребенка первого года жизни, которая преследует цель не столько накормить ребенка новыми для него продуктами, сколько познакомить с новыми вкусами и видами пищи. Все необходимые питательные вещества малыш получает из грудного молока, однако в то же время его организм адаптируется к «взрослой» пище. В принципе, педиатрическая схема введения прикорма, ее же еще называют классической, нацелена на ту же цель. Но есть несколько кардинальных отличий. Классику перевода ребенка на общий стол и плюсы и минусы педагогического прикорма мы рассмотрим ниже.

Сегодня тем детям, которые находятся полностью на естественном грудном вскармливании, не рекомендуют давать никакой другой пищи до достижения возраста в 6 месяцев. К этому моменту ребенок уже умеет хорошо сидеть, у него практически угас рефлекс выталкивания языком твердой пищи, скорее всего, появились первые зубки. Все эти признаки говорят о том, что ребенок уже может воспринимать новую пищу. Но основным критерием того, что ребенок готов получать прикорм, в том числе педагогический, является его пищевой интерес, то есть, он хочет подражать маме, так же как и она, брать кусочки еды из тарелки и отправлять их в рот.

С чего начать педприкорм при грудном вскармливании, с каких блюд или продуктов? Введение новой для ребенка пищи начинают с микроскопических количеств продуктов, то есть буквально нескольких крошек или капелек. Ориентировочно, это количество, которое умещается в щепотке между указательным и большим пальцем, на самом кончике чайной ложки, или один глоточек, на дне кружки, если речь идет о жидком продукте. Примерно такое количество пищи ребенок получает несколько раз в день с 6 до 7 месяцев. Обычно за этот довольно длительный период малыш успевает перепробовать практически все основные блюда, которые привыкли готовить в семье. То есть ребенок ест с общего стола. Само собой, что это не должна быть кулинарная экзотика, а обычные традиционные блюда, которые ежедневно готовит любая хозяйка. Следите за реакцией ребенка, ни в коем случае не перекармливайте его!

Далее, количество съедаемой малышом пищи постепенно увеличивается до нескольких чайных ложек, но помните, что никакая схема педагогического прикорма не заменяет грудное вскармливание, а дополняет его. Часто во втором полугодии жизни кормления грудью больше привязаны ко сну ребенка, а педприкорм он получает тогда, когда приходит время покушать маме. Даже после года, когда малыш может съедать уже достаточно большое количество твердой пищи, он продолжает запивать ее грудным молоком и прикладываться перед сном или просто так, когда ему хочется поближе пообщаться с мамой.

Правила педагогического прикорма

1. Не давать пробовать потенциальные аллергены. К ним обычно относятся ярких цветов овощи, ягоды, фрукты. Если ваш ребенок аллергик, вы можете попробовать педприкорм, но очень осторожно. Начните с гипоаллергенных продуктов. Давайте пробовать не более одного блюда в день и следите за реакцией малыша. Обязательно давайте ребенку грудь после прикорма. Исключите из своего питания все аллергены. Не давайте никакого прикорма в период обострения аллергии.

2. Не нужно готовить пищу совсем без соли, сахара и нейтральных для желудка (не острых) приправ. Не стоит беспокоиться о том, что во «взрослой» пище присутствует соль, сахар, приправы. Во-первых, их небольшое количество в любом случае попадает к малышу с грудным молоком, а во-вторых, количество этих веществ в микродозах столь мало, что не окажет существенного влияния на желудок ребенка, а будет, наоборот, способствовать его безболезненной адаптации к пище с общего стола.

3. Не дать ребенку потерять пищевой интерес. Не стоит потакать его пристрастиям (а они обязательно появятся), нужно предлагать разные продукты. Если малыш съел 3-4 чайные ложки одного блюда, но требует продолжения, отвлеките его и дайте что-то другое. До достижения полутора лет ребенок должен познакомиться со всем спектром блюд, которыми привыкли питаться в его семье.

Педагогический прикорм: за и против

К плюсам относят следующее.

1. Нет необходимости готовить еду специально для ребенка, выделять время на его кормление, постоянно пользоваться блендером, измельчать пищу или тратиться на баночки с готовым питанием, коробки быстрорастворимых каш. Ребенок с самого начала начинает кушать все с общего стола.

2. Хороший аппетит. Так как ребенку пища особо не навязывается, он кушает с удовольствием и сразу привыкает к тому, что ест вся семья. Сколько раз вы слышали от мамочек истории о том, что ребенка «невозможно ничем накормить». Это происходит вследствие того, что из кормления малыша делают целый отдельный ритуал, не допуская его к общему столу, потому что «еще рано», «испачкается», «обольется» и так далее. Классический педиатрический прикорм — это не слишком удачная схема прикорма в этом плане. А вот педприкорм помогает решить проблему.

Наблюдая за старшими членами семьи, которые с удовольствием уплетают свой обед или ужин, ребенок развивает свой пищевой интерес. Этому же способствует и то, что мама позволяет ему, по мере возможности, кормить себя самостоятельно. Важно, чтобы все члены семьи демонстрировали правильное поведение и отношение к пище, ведь малыш, как губка, впитывает все увиденное и услышанное.

3. Быстрое появление навыка кушать пищу небольшими кусочками, неизмельченную. Совершенствование навыка тщательно пережевывать пищу. В Интернете можно прочесть много жалоб мам на то, что их дети старше одного года еще не научились кушать не измельченную «в пыль» пищу. И по этой причине могут питаться только дома, где есть возможность измельчить супы, борщи, каши и прочее блендером. Дети на педприкорме куда более развитые и их можно уже с 9-10 месяцев спокойно оставлять с бабушками, у которых дома нет блендера и баночек с детским питанием. Детки покушают то, что и все остальные за столом.

4. Хороший, регулярный стул, если ребенок кушает некоторые овощи кусочками. Например, тыкву. Известно, что регулярный стул бывает у людей, кто питает особенную любовь к продуктам, богатым клетчаткой и кушает их кусками, тем самым отправляя большое количество клетчатки в кишечник. Там она разбухает, растягивает прямую кишку, провоцируя позыв на испражнение. Клетчаткой особенно богаты овощи.

5. Вся семья начинает питаться разнообразно и правильно. Не имеет значения схемы прикорма какие вы используете, педагогическая, педиатрическая ли методика вас больше вдохновляет, но ребенок должен питаться разнообразно. А значит, ежедневно на столе обязаны быть каши, овощи, фрукты, мясо и кисломолочные продукты.

6. Быстрое обучение самостоятельно пользоваться столовыми приборами и воспитание культуры поведения за столом. А этот навык очень пригодится в детском саду.

Минусы педприкорма таковы.

1. Опасность механической асфиксии. Маленький кусочек яблочка, кусочек обычного, не детского печенья, яблочка, морковки, маленький орешек и подобное очень опасно для детей вплоть до 3-4 лет жизни. Множество детских жизней это унесло. Если уж вы сажаете ребенка за общий стол, то позаботьтесь о том, чтобы никакая твердая пища, даже ее маленькие кусочки, к ребенку в рот не попали.

2. Аллергические реакции. При классическом прикорме продукты вводятся поочередно и очень медленно. Есть возможность отследить, на что ребёнок отреагировал расстройством стула и сыпью на лице и теле. При педприкорме же это проблематично. Хотя тоже возможно, если мама не будет лениться и станет записывать все то, что семья кушала.

3. Вся семья вынуждена питаться по определенным правилам. Да, никаким чипсам, фастфуду, острому перцу, аджике, горчице и подобному на столе не место. По крайней мере пока… Это кушать в присутствии ребенка не стоит.

4. Необходимость частой уборки на кухне и стирки. Малыши, сидящие за столом со взрослыми, хватают пищу руками, размазывают по себе, по одежде взрослых, мебели и т. д. Что добавляет маме забот.

Доктор Комаровский о педагогическом прикорме говорит, как просто о модной тенденции, прихоти взрослых. И что данная схема появилась после того, как стало популярным кормление ребенка грудью по требованию. Нередко мамы дают грудь детям старше года раз в 30-60 минут. Естественно, что желудок малышей постоянно полон грудного молока, и у них совсем нет аппетита. Ну а таким образом, посадив их за стол со взрослыми, можно добиться, что они хоть что-нибудь съедят. Ассоциация консультантов по естественному вскармливанию (АКЕВ) тоже не считает педагогический прикорм единственно правильным и не лишенным недостатков. Данный термин не научный. Его ввел один из опытных консультантов по грудному вскармливанию. Потому интересоваться про педприкорм у своего педиатра, пожалуй, бессмысленно. Вряд ли он в курсе о том, что это такое.

Если вы побаиваетесь кормить ребенка постоянно с общего стола, можно попробовать частичное введение педприкорма. Например, иногда готовить ребенку отдельно, а иногда сажать за общий стол. Особенно это актуально в возрасте одного года, когда малыши любят все изучать, сидеть же в своем стульчике, «теряя время», они совсем не хотят.

Педагогический прикорм при грудном вскармливании

Молодые родители нередко путаются в понятиях, касающихся методик прикорма. Много вопросов обычно вызывает педприкорм (педагогический прикорм). Но это легко исправить.

Фото: Depositphotos.com Автор: monkeybusiness

Различают прикорм двух видов.

  • Педиатрический прикорм привычен для многих мам. В рацион крохи вводят определенные продукты согласно возрасту. Среди них немало коробочек и баночек со специальным детским питанием. Все делается по рекомендации детских врачей, причем схема такого прикорма уже давно стала традиционной. Плюс методики – постепенное знакомство ребенка с новыми продуктами, что позволяет исключить из меню аллергены. Второе преимущество – удобство составления полноценного детского рациона благодаря подробным возрастным таблицам.
  • Педагогический прикорм подразумевает использование тех же продуктов, что ест мама малыша. Основным остается грудное вскармливание, но по мере развития ребенок может брать с маминой тарелки то, что ему хочется. Если кроха на искусственном вскармливании, педприкорм для него не рекомендуется. Методика основана на понимании того факта, что питательные вещества в рационе мамы и в грудном молоке – одни и те же.

Как только ребенок достигает годичного возраста, он может полностью перейти на взрослый стол. Это позволит молодой маме оставлять малютку с родственниками и не беспокоиться о его питании.

Что думает доктор Комаровский?

Комаровский обращает внимание на то, что самостоятельно питаться малыш все равно не будет. «Методика педагогического прикорма безопасна, только если постоянно наблюдать за ребенком, и, пока не стало модным грудное вскармливание, никому не приходило в голову искать альтернативу традиционному способу прикорма», – считает детский врач.

Правила педприкорма

  1. Малыш питается вместе с родителями. Отдельно готовить для ребенка не нужно. На столе находится ограниченное количество еды.
  2. Пища ребенку выдается из тарелочки в ручку. Так с ранних пор малютке прививается культура питания.
  3. Пока ребенок пытается дотянуться до еды, ему подносят микродозы. Если интерес к еде пропал – малыш насытился.
  4. Микродозы – маленькие кусочки еды, не больше горошинки. Попадая в ЖКТ, они не причиняют дискомфорта и выходят в слегка переваренном или первичном виде. В детском организме вырабатываются ферменты, а «взрослая» пища хорошо воспринимается пищеварительной системой.
  5. Во время введения педприкорма малыш остается на грудном вскармливании.
  6. Объемы твердой пищи в меню ребенка постепенно увеличивают.
  7. Одного за столом кроху не оставляют. Нужно внимательно наблюдать за ним и при необходимости помогать справляться с кусочками пищи.

Положительные моменты

  • Малыш быстро осваивает глотательные и жевательные рефлексы. Легко учится орудовать ложкой и увереннее чувствует себя за столом рядом с родителями.
  • В дальнейшем у ребенка не возникает проблем с аппетитом: не нужно уговаривать покушать или развлекать во время кормления. Малоежки при использовании методики педагогического прикорма – редкое явление.
  • Грудное вскармливание остается главным элементом детского меню.
  • Быстрая адаптация к рациону питания всей семьи (родителям не надо готовить отдельную пищу для малыша). Налицо – экономия времени, которого молодой маме вечно не хватает, и бюджета.
  • По достижении 9-ти месячного возраста малыша уже можно ненадолго оставлять на бабушек или няню, поскольку он уже готов к предлагаемой ему пище – такой, какую едят все члены семьи.

Трудности преодолимы

Педприкорм имеет и минусы (к счастью, временные):

  • Первое время малыш нередко языком выталкивает назад кусочки еды. При этом он может кашлять, что тревожит родителей. Тут важно различать две ситуации: когда ребенок не способен справиться с крупными кусками еды и когда пытается прожевать, но давится. Опыт показывает, что малютка быстро учится разжевывать пищу, если не проявлять по отношению к нему бурных эмоций.
  • Трудно определить, на какой из продуктов у крохи проявилась негативная реакция – диатез или жидкий стул (к теме аллергии мы еще вернемся).
  • За столом ребенок неизбежно пачкается, рассматривая пищу и играя с ней. Это естественно для его возраста, но может нервировать маму.

Родители хотят для своих деток самого лучшего. Поэтому если малютка ест то же, что и мама с папой, это ведет к пересмотру взрослого рациона. В результате вся семья переходит на здоровое питание.

Маме понадобится помощь – сложно готовить и одновременно смотреть за малышом. И времени на кухне придется проводить больше. Ведь со стола исчезнут полуфабрикаты, острые приправы, соусы, жареные и жирные блюда.

Сколько и когда?

Если родители придерживаются теории педагогического прикорма, они выберут удобное для всех питание с обилием гарниров, необходимых малышу: круп, овощей и т. д.

С новой пищей детей грудного возраста (от 4 недель до 1 года) знакомят с помощью микродоз.

Приучать к общему столу рекомендуется постепенно. Для начала хватит и одного застольного обеда с мамой. Далее количество таких кормлений в сутки увеличивают.

Последовательность ввода продуктов в детское меню не имеет столь большого значения, как в случае с педиатрическим прикормом. Ведь в данном случае основную роль играет знакомство крохи с новыми видами пищи, а не ее обязательное съедение.

  1. Педприкорм начинают с каш или творога, сыра или йогурта. В первый раз достаточно 2-3 микродозы, каждая – размером в 1-2 рисовых зернышка.
  2. К концу первой недели порции постепенно увеличивают до объема 1-2 горошин. Уже допускается предоставлять малышу на самостоятельное съедение сушку, яблоко и морковку.
  3. Спустя месяц порции продолжают расти. Ассортимент продуктов расширяется. В рамках педагогического прикорма не следует давать ребенку много однотипной еды. Регулярно предлагайте крохе попробовать что-то новое.
  4. К возрасту 8-ми месяцев малыш сможет осилить до 50 г конкретного блюда за одно кормление. К этому моменту он уже должен самостоятельно сидеть за столом в своем стульчике для кормления.

Сохранение традиций

Педиатрический прикорм исключает добавление соли, из-за чего дети едят пресные блюда. Ведь у малыша при традиционной схеме питания персональный рацион, отличающийся от рациона других членов семьи. Кроха замечает, что мама с папой кушают что-то другое, возможно вкуснее, чем предложенное ему, начинает протестовать и проявлять повышенный интерес к «взрослой» пище.

Когда ребенка все-таки допускают за общий стол, после детских пюре он пробует новую, незнакомую для него пищу.

Из-за привычки к перетертой еде и плохо развитых жевательных рефлексов многие дети не могут полноценно питаться в детсадах. Возрастает опасность появления пищевой аллергии, сбоев в работе ЖКТ и расстройств питания.

Если ребенок страдает аллергией

В рамках методики педагогического прикорма существуют особые рекомендации для детей, склонных к аллергии.

Если при введении педприкорма у малыша наблюдается незначительное покраснение щечек, внимания на этот симптом не обращают.

Но если ситуация усугубляется, из рациона убирают все продукты с высоким аллергенным потенциалом.

Отказаться от текущей методики прикорма рекомендуется, если симптомы с каждым днем становятся заметнее и не проходят даже после перехода на строгий гипоаллергенный рацион.

Нельзя однозначно сказать, что методика педагогического прикорма лучшая. У каждой техники прикорма имеются положительные и отрицательные стороны. Поэтому каждый родитель вправе выбирать.

Педагогический прикорм при грудном вскармливании

На самом деле педагогический прикорм можно еще назвать естественным. И появился он задолго до классических схем педиатрического прикорма при грудном вскармливании. Издавна наши предки прикармливали маленьких детей, находящихся на грудном вскармливании, с общего стола. Малышей знакомили со взрослой пищей прямо из своей тарелки. В этом и есть суть педагогического прикорма- не накормить младенца взрослой едой, а познакомить его с миром другой еды, научить жевать и привить пищевые навыки и традиции. В отличии от классического педиатрического прикорма здесь нет четкой схемы введения продуктов, крохе не нужно готовить отдельную еду, всю пищу он получает с самого начала с общего стола.

Когда начать педагогический прикорм при грудном вскармливании?

Главным показателем готовности является появление у ребенка пищевого интереса. Как понять если у вашего грудничка пищевой интерес?

Садитесь кушать за стол и ребенка берите с собой. Сажайте его к себе на колени и …..кушайте! Кроха может потянуться к красивой тарелке и блестящей ложке. Дайте ему ложечку. Если этим он удовлетворится и будет с ней играть, значит интерес был не к еде, а к «игрушке». А вот когда пустая ложка малышу будет явно не интересна, когда он пальчики будет тянуть именно к еде — это и есть сформированный пищевой интерес. Проявляется он абсолютно у всех детей. Просто в разное время. В среднем в промежуток от 6 до 8 месяцев.

Плюсы педагогического прикорма

  1. Он является наиболее физиологичным для организма ребенка. Во время беременности малыш получал через пуповину непрерывное питание. Конечно, ему не попадало все напрямую с тарелки мамы, но с мельчайшими нюансами вкусов еды, что кушала мама, он знакомится еще в утробе. И далее через грудное молоко малыш продолжает знакомиться со вкусовыми оттенками пищи. Вот поэтому, когда младенец получает еду с общего стола- она ему уже знакома.
  2. Минимален риск аллергических реакций на прикорм у ребенка. Пища вводится в микродозах, не вызывающих пищеварительных расстройств. Кроме того все запивается грудным молоком. Прикорм не заменяет грудное вскармливание. Это два разных процесса.
  3. Формирует навыки жевания и глотания за счет того, что малыш получает не пюреобразную пищу, а микродозу твердого продукта. Он учится ее пережевывать, передвигать мышцами рта и глотать.
  4. Учит ребенка правильному поведению за столом при принятии пищи.
  5. Для семьи это огромный плюс в поддержании здорового питания, ведь ребенка с общего стола нужно кормить только полезной пищей. А значит и все члены семьи перейдут на правильный, разнообразный и сбалансированный рацион.

Правила введения педагогического прикорма

  • Кушайте все вместе за столом. Не кормите ребенка отдельно от всех членов семьи. Дети учатся подражая старшим.
  • Не готовьте отдельно для ребенка. Он не станет это кушать, если в вашей тарелке будет что-то другое.
  • Сами не кушайте, по крайней мере на глазах у малыша, того, что ему давать не стоит (копчености, жареное, вяленое, соленое и пр.).
  • Не заставляйте кроху есть! Если он что-то не хочет кушать — не настаивайте. Голодным он не останется. Ведь с грудным молоком он все еще получает и энергию и питательные вещества. Доля грудного молока на этапе от введения прикорма до 1 года составляет 75-80 %.
  • За столом только едим. Никаких телевизоров, мультиков, телефонов, игрушек, книжек и прочего. Никто ребенка не забавляет за столом. Все кушают!
  • Не позволяйте малышу играть с едой, тем более кидать ее. Объясняйте из раза в раз, что так поступать нельзя и высаживайте из-за стола. Допустимо вновь вернуть просящегося за стол ребенка в этот прием пищи, но не более 2-х раз. После третьего раза непослушания за стол крошку не берите.
  • На глазах ребенка и сами обращайтесь с едой бережно и аккуратно. Не выбрасывайте при нем в мусорное ведро остатки пищи. У маленького человечка должно сформироваться осознание ценности еды.
  • Договоритесь со всеми домочадцами: на кухне главная мама! Она хранительница пищи, она готовит, она решает что семья будет кушать, она устанавливает правила прием пищи и поведения за столом. Так, например, если мама высаживает малыша из-за стола, то бабушке не стоит бежать за ним с тарелкой и просить скушать ложечку за дедушку.

Этапы педагогического прикорма

Первый этап начинается с появления у младенчика пищевого интереса и длится 6-8 недель. Начинайте брать ребенка с собой за стол 2-3 раза в день. Садитесь к столу немного боком и сажайте дитё на свое дальнее колено (если вы правша- то на левое колено, если левша- то на правое).Придвигайтесь ближе к столу, так чтобы между столом и малышом практически не было свободного пространства. Все тарелки и столовые приборы на столе отодвиньте подальше от зоны доступа маленьких ручек. Приступайте к трапезе. И ребенку дайте из своей тарелки 2-3 микродозы продукта.

Что такое микродоза? Если это пюреобразный продукт — это на кончике ложечки, если это твердый продукт — кусочек размером с рисинку, если жидкий — одна чайная ложка.

Итак, можно обмакнуть 1-2 раза ложечку в супе, или пюре, или каше и дать ее малышу со словами: « На, это тебе !». Кроха станет ее облизывать. Потом отщипнуть от картошки, или другого овоща, или от мяса, кусочек размером с рисинку, положить пред маленьким гурманом и предложить ему взять самому пальчиками. Напоследок дать малышу запить, предварительно налив в пиалообразную чашку водичку в объеме не более 1-2 чайных ложек.

Все это время не забывайте кормить и себя! Если малыш отвлекается, устал, не дает возможности вам докушать свою порцию — отсаживайте его на пол, на заранее приготовленный коврик, или пеленку с игрушками. Здесь можно выдать ему большие куски твердых продуктов — сушку, морковку, яблоко, сухарик. Пока он будет их мусолить, вы сможете доесть свою порцию. Когда перейдете к следующему блюду — снова возьмите ребенка к себе на колени и предложите ему микрокусочек из вашей тарелки.

Сразу после окончания принятия пищи предложите ребенку запить ее грудным молочком. Ферменты вашего молока наилучшим образом помогут желудочно — кишечному тракту ребенка переварить новый продукт. Каждый день предлагайте в 2-3 микродозах пробовать новый продукт из вашего рациона.

Через 6-8 недель от начала прикорма можно познакомить малыша со всеми основными вкусами вашего обычного меню.

Далее следует второй этап. Начинайте немного увеличивать по размеру дозы продуктов, с которыми ребенок уже знаком. Например, на один прием ему можно дать 2-3 кусочка картошки, или овоща, размером 1 *1 см., или 1-2 чайных ложек супа, пюре. Но новые продукты вводите с микродоз.

Кроху пока еще можно продолжать сажать к себе на колени. А можно и в детский стульчик, но придвинув его столешницей вплотную к общему столу. У маленького человека должно быть ощущение и принятия себя как сидящего за общим столом. Давайте ребенку собственную тарелку и ложку. Предлагайте воспользоваться салфетками.

На третьем этапе, к первому году малыша, разовая порция одного продукта на один прием увеличивается до двух столовых ложек. Если просит еще — предлагайте другой продукт в том же объеме. На этом этапе еда для ребенка уже рассматривается как средство утоления голода и источник энергии.

На последнем, четвертом этапе ребенок полностью переходит на общий стол. Это происходит приблизительно через год после введения прикорма, т.е. начиная с 1,5 лет. Кроха сидит самостоятельно на стуле за столом, аккуратно кушает с помощью ложки и вилки, пользуется салфеткой, благодарит маму за еду. Грудное вскармливание на этом этапе может продолжаться согласно особенностям кормления грудью после 1/2/3 лет.

Конечно, на начальном этапе, несмотря но множество плюсов педагогического прикорма, вы столкнетесь с одной сложностью. Ребенок, его одежда, стол, пол, и даже вы сами будете неизбежно, но в разной степени, испачканы в еде. Подойдите к этому философски: малыш учится! И вы ему помогаете! Очень скоро вы будете умиляться над его способностями кушать самостоятельно и аккуратно!

Посмотрите видео специалиста о том, чем кормить ребенка при педагогическом прикорме!

​Смотрите видео сертифицированного специалиста по ГВ и прикорму​​, о том как правильно ввести прикорм малышу и что включать в его рацион. Получайте больше полезных материалов по развитию и воспитанию детей на свой email​