Комаровский — Ребенок дерется с родителями: что делать в год, в 2 года в детском саду, почему кусается

Заболевания

Крохи всегда умиляют своих родителей. За одну беззубую улыбку им прощается многое. Но не все. И до поры до времени. Некоторые родители сталкиваются совсем не с тем поведением ребенка, о котором мечтали. Малыш в определенном возрасте начинает бить своих маму и папу. О том, что делать, если малыш дерется, притом с самыми близкими, рассказывает Евгений Комаровский.

Почему это происходит

Дракой малыши выражают свою накопившуюся агрессию. Первые попытки делать это многие мамы замечают уже в полгода. Ребенок еще не умеет говорить, но уже отлично умеет выгибать спинку «колесом» и отчаянно и довольно злобно орать, если что-то не по его. Чуть позже детки могут начать щипаться. После года малыш умеет отлично кусаться, и годовалый кроха делает это не из злого умысла, а потому, что еще не способен совладать с негативными эмоциями адекватно.

Самый «проблемный» протестный возраст начинается с 2 года, ближе к трем годам. Тут даже тихие и спокойные ранее дети могут начать проявлять агрессию и раздражительность.

Однако трехлетний драчун, который привык решать проблемы зубами и кулаками и дома, и в детском саду, уже более серьезно должен насторожить родителей. Одним только возрастным этапом и мелким хулиганством агрессию в 2-3 года не объяснить. Обычно это недостаточное развитие речи, которое мешает найти слова, чтобы описать свои чувства, хронический недостаток внимания со стороны взрослых, а иногда и симптомы нервного или психиатрического нарушения.

Психологи практически единодушны — основная причина детской неосознанной агрессии — в раздражительности родителей, в первую очередь, мамы. По статистике, которой располагают детские психологи, четверо из десяти детей хоть раз пробовали применять силу в отношении близких, в половине случаев — проблема приобрела катастрофические масштабы, когда ребенок стал настоящим тираном в своей семье.

Чаще всего родители таких агрессивных деток жалуются на то, что малыш кусается, плюется, а также бьет взрослых и даже кидается разными предметами, которые попадаются под руку.

Комаровский о проблеме

Авторитетный детский врач Евгений Комаровский таких детишек в своей практике видел, и не один раз. Он категорически несогласен с утверждением психологов о том, что нужно запастись терпением и мирно увещевать маленького тирана и убеждать его (на словах!), что «маме и бабушке больно».

Все аспекты детской агресси рассмотрим с доктором Комаровским в следующем видео.

Мягкие и демократичные педагогические меры в этой ситуации не работают, говорит Евгений Олегович. А если и работают, то в исключительных случаях. Это происходит потому, что агрессия — это не что иное, как инстинкт, один из самых сильных древних инстинктов человека. А с инстинктами никакими педагогическими методиками бороться невозможно.

В большинстве ситуаций с маленькими драчунами срабатывает только одно: ответить идентично. Ни одно проявление детской агрессии не должно оставаться без внимания родителей, на каждый укус или удар взрослая «жертва» должна незамедлительно реагировать.

Если укусил, Комаровский советует укусить в ответ, если ударил — сделать то же самое. Естественно, взрослым надо соизмерять силу, но и слишком щадящим ответ быть не должен, поскольку ребенок должен понять на собственном опыте, что такое больно и обидно.

Причем, Евгений Олегович советует мамам как можно меньше утешать орущего или хнычущего ребенка после этого «идентичного ответа».

Если интересует вопрос, как все-таки справиться с неуправляемым ребенком, посмотрите следующий выпуск доктора Комаровского на эту тему.

Евгений Комаровский подчеркивает, что ответная, обязательно — контролируемая агрессия не может говорить о недостатке любви мамы к чаду, и даже наоборот.

Если вы его сильно любите, вы вряд ли захотите вырастить патологическую личность с ощущением собственной безнаказанности и вседозволенности.

Важно

Вне конфликтной ситуации, в которой вы по методу Комаровского дали жесткий отпор маленькому агрессору, поведение по отношению к ребенку изменяться не должно. Мама должна оставаться все той же доброй и ласковой, готовой всегда прийти на помощь. Тогда у ребенка, по мнению известного педиатра, начнет формироваться еще один очень полезный инстинкт — он научится уважать старших и сильных, поймет, что болевые реакции лучше не провоцировать, а также быстрее сможет провести параллель между своей болью от вашего укуса и вашей во время его агрессии.

Постепенно нападения на взрослых и ровесников станут все реже, а потом и вовсе сойдут на нет и забудутся.

Другие способы отучить от агрессии

Психологи предлагают множество методик. Некоторые основаны на удалении. Если малыш укусил маму, она просто перестает с ним общаться и дистанцируется. И так каждый раз, когда со стороны чада проявляется негатив.

Почти все социальные педагоги и психологи детского профиля согласны с тем, что малыша с самого раннего возраста нужно приучать «проговаривать» свой негатив. «Меня это огорчает, потому что. », « Мне очень обидно, поскольку. ».

В особо сложных случаях, когда дети не только дерутся, но еще и истерично кричат, бросают предметы, разбивают посуду и предметы мебели, лучше обратиться к специалисту за совместным поиском решения. Иногда ребенку требуется медицинская помощь.

Постскриптум

Евгений Комаровский не берется анализировать всех причин, которые толкают детей на агрессию к самым родным людям, но он указывает, что в 99% случаев речь идет не о психическом заболевании, а о недостатках воспитания. В семьях, где родители относятся к чаду разумно и в меру строго, неадекватные инциденты с участием ребенка практически не случаются.

  • Истерики
  • Истерики: советы психолога
  • Дерется в садике
  • Дерется с родителями

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Почему ребенок дерется в 1,5-2 года

Вопрос, почему ребенок дерется, начинает волновать родителей достаточно рано – первые проявления агрессии со стороны малыша могут наблюдаться с полугодовалого возраста. Следующая «волна» агрессии приходится на возраст 1,5-2 лет. Этому есть вполне объективные предпосылки, связанные с особенностями развития психики малыша и его воспитанием.

Агрессивное поведение до года

В первые месяцы жизни ребенок выражает недовольство при помощи криков и мимики. Полугодовалый малыш помимо этого уже способен кусаться и щипаться – это его способ показать миру свои негативные чувства. Злость – это одна из базовых человеческих эмоций, обусловленная особенностями нервной системы человека. Детям важно сразу же начать объяснять (вербально и поступками), что эмоции следует выражать социально приемлемыми способами.

Если малыш в возрасте до года дерется, это означает, что он неосознанно реагирует на негативный эмоциональный фон мамы, с которой пока еще тесно связан. Чтобы исключить агрессию с его стороны, маме важно разобраться со своими проблемами, больше отдыхать и гулять на свежем воздухе с малышом.

Детская агрессия в возрасте около 1,5 лет

Ребенок, научившийся ходить и залезать на мебель, сталкивается с множеством запретов, основная часть из которых связана с заботой о безопасности малыша, который может упасть с подлокотника дивана, удариться об угол мебели, бегая по комнате или уронить на себя тяжелый цветочный горшок.

Другая часть запретов касается поддержания порядка и целостности вещей – годовалые дети нуждаются в активной деятельности, которая может выражаться в том, что они вываливают на пол содержимое одежного шкафа, рвут книги, уронив их с полки, выкидывают в унитаз мелкие предметы (карандаши, монеты и т.д.).

Чтобы ребенок не травмировался сам и не нанес серьезного ущерба имуществу, практически каждый его шаг сопровождается грозным «нельзя» со стороны взрослого. Родитель проявляет заботу, но дети воспринимают многочисленные запрещения как угрозу своей самостоятельности, потребность в которой растет с каждым днем.

В результате дети испытывают злость, и наружу эта эмоция выливается в виде актов агрессии – ребенок дерется с родителями, бабушкой или няней, т.е., с источником ограничений.

Что может помочь в этом случае? Родителям важно ограничить количество запретов – они должны касаться действий, по-настоящему опасных для детей. И постараться сделать квартиру средой, максимально безопасной для малыша:

  • на углы мебели надеваются специальные накладки;
  • дверцы шкафов и тумбочек, выдвижные ящики снабжаются фиксаторами, чтобы ребенок их не мог открыть;
  • с нижних полок и других мест в зоне досягаемости убираются все предметы, которыми малыш может пораниться или испортить.

Такой подход не означает, что ребенка можно смело предоставить самому себе – присматривать за ним все равно придется. Но это поможет убрать из его жизни массу «лишних» запретов, которые провоцируют недовольство и агрессию, малыш станет заметно меньше драться с близкими.

Истоки детской агрессии в возрасте около 2 лет

Дети в 2 годика ярко проявляют негативные эмоции, это связано с целым комплексом причин. В их список входит:

  1. Недостаточное речевое развитие. Если ребенок в 2 года не может вербально выразить свои чувства, он прибегает к простейшему способу – физическому воздействию.
  2. Отсутствие самоконтроля и навыка коммуникации с другими детьми. Ярким примером подобного служат драки между малышами из-за игрушек. Это напрямую связано и с недостаточным речевым развитием, так как ударами, укусами и щипками дети заменяют недоступную им вербальную коммуникацию.
  3. Потребность в помощи взрослого. Если у малыша не получается то, что он пытается сделать (нарисовать, построить из кубиков и т.д.), он начинает злиться, испытывать разочарование и досаду. Все эти эмоции он срывает на родителях, которые не пришли ему на помощь.
  4. Недостаток родительского внимания. Ребенок провоцирует драку с другими детьми, получив практический опыт, что такие его действия не останутся без внимания. Малыш нуждается в эмоциональном контакте с родителями, чтобы ощутить обратную связь, пусть даже этот контакт будет негативным, обернется наказанием.
  5. Агрессивное поведение родителей, других родственников. Психоэмоциональное насилие со стороны (с применением или без применения физических мер) провоцирует ответную агрессию со стороны малыша. Кроме того, такая модель поведения им воспринимается как нормальная, и ребенок начинает вести себя соответствующим образом, общаясь со сверстниками.
  6. Просмотр мультфильмов и фильмов, где много агрессивных действий. Дети начинают копировать поведение героев, не различая пока, что есть добро, а что зло, не понимая чужой боли.

Что делать родителям

Если ребенок дерется с родителями, они зачастую не знают, как им следует правильно реагировать. Агрессивные действия малыша младше годика нередко встречаются смехом и умилением. Это неправильно – он должен сразу видеть, что удары, укусы и щипки вызывают у родителей неприятные эмоции. Когда малыш немного подрастет, необходимо постоянно объяснять ему, что такое добро и зло, почему нельзя причинять боль другим людям, животным.

Если малыш в два годика бьет родителей, нельзя отвечать ему тем же – слова «драться нельзя», подкрепленные шлепком или ударом по рукам, закрепляют у малыша в сознании разрешение на насилие со стороны того, кто сильнее. В результате ваш ребенок на площадке или в детском саду будет находить тех, кто слабее и не может дать сдачи, и изливать накопившуюся агрессию на них.

Испытывать злость, разочарование, досаду – это нормально, нельзя учить детей подавлять в себе эмоции. Важно научить выражать эти эмоции социально приемлемым способом.

Родителям, обеспокоенным тем, что их малыш дерется, рекомендуется понаблюдать не только за поведением малыша, но и за собой. Дети копируют взрослых, и нередко родителям стоит начать воспитание с себя, научиться не срывать негативные эмоции на ребенке.

Возраст полутора-двух лет – это период, когда малыш только начинает становиться самостоятельным. Ему трудно без родительской поддержки и психоэмоциональной обратной связи. Вместе с тем, излишняя опека и огромное количество запретов тормозят развитие малыша и вызывают у него внутренний протест.

Важно найти разумный баланс и развивать у малыша навыки коммуникации с другими людьми. Ребенок, который ощущает родительскую поддержку, эмоционально стабилен и более открыт к общению без агрессии и познанию окружающего мира.

«Я научился бить»: Как отучить ребенка кусаться и драться в 1 год

Одногодка избивает маму и держит в страхе всю семью? Да, и такое бывает! Почему и что делать рассказывает детский психолог Елена Лагунова .

Годовалый ребенок с одинаково невинным взглядом может проситься на руки и колотить родных. Потому что не очень понимает разницу.

На приеме у меня жалуется молодая мама Катя:

«Мой годовалый ребенок дерется, Севушка всех бьет — меня, папу, брата. Достается и коту, хотя это, наверное, у всех. Что дальше будет? Ну ладно, когда что-то не по нему, а чаще ведь просто, без причины. Может с веселым лицом подойти и стукнуть. Я от неожиданности (а то и боли) чуть не реву, говорю: „Милый мой, солнышко, не злись. Так нельзя, мамочке больно. Не делай так больше“. А он — смеется. Слов не понимает. И на детской площадке так же. Нравится чужая игрушка — отбирает. И в кого он такой агрессивный, бандит просто! Это потому, что мальчик? Может его лечить пора? Или ремня, как папа предлагает? Вот вы мне скажите, это вообще нормально, нет?».

В это время ее сын Севушка смотрит на меня ангельскими глазами, делает несмелые шаги по кабинету, спокойно играет игрушками и на бандита, знаете ли, совсем не походит.

Екатерину можно понять. Любому родителю хочется вырастить ребенка, который умеет общаться дружелюбно. Но как это сделать? Откуда такая агрессия в этом возрасте?

Причины. Почему ребенок дерется в 1 год

Почти все годовалые детки дерутся. Бывает даже, ребенок 1 год кусается без остановки. И тому есть четыре основные причины.

Ребенок требует понравившуюся вещь. В этом возрасте кроха открывает, что отобрать или стукнуть — один из способов получить желаемое. И пробует снова и снова.

Пытается что-то сказать. Годовалый малыш может не говорить или говорить плохо. Как ему порой обидно, что он не может донести свою мысль! И речь других он понимает с трудом, особенно слова, которые не относятся к конкретным предметам:

«Это ложка, это кошка, а ваше „нельзя“, оно где? Один раз я его рядом с мамой слышал, другой — рядом с плитой. Везде оно что ли?».

Развивайте речь малыша, и уже к двум годам во многих случаях вместо драки он начнет договариваться. А пока ребенок кусается в 1 год, пытаясь войти в контакт, так, например, он проявляет свое недовольство или заинтересованность.

Не контролирует эмоции. Чувства годовалого быстро сменяют друг друга. Сегодня он бушует, а завтра само спокойствие. Контролировать эмоции и выражать их приемлемыми способами ему еще предстоит научиться. Часто малыш настолько захвачен злостью, что бьет всех, кто попал под руку. Годовалый ребенок бьет маму по лицу, а успокоившись снова обнимает и гладит. Укус или удар по лицу не отличаются для ребенка по смыслу, он просто дерется, хотя маме и кажется иначе.

Привлекает внимание. Только после трех лет малыш научится оценивать, хорошо или плохо он поступает. В год он стремится получить любые эмоции взрослого, не понимая разницы между позитивными и негативными. Допустим, он полез к розетке и увидел целый спектакль: мама хмурит брови, срывается с места и многословно ругает. Он обязательно попросит ее выступить еще — снова поползет туда же. Годовалый ребенок кусается и щипается, потому что может воспринимать происходящее как игру. Поверьте, к подлинной жестокости этот поступок не имеет никакого отношения.

В год нельзя сказать, агрессивный ребенок или нет. Слишком многое зависит от настроения, ситуации. Понять, спокойный он или задиристый, можно будет годам к трем-четырем.

Конечно, такое поведение может быть признаком расстройства . Но заболевание всегда имеет несколько признаков, родителя должно напрягать еще что-то. При аутизме, например, ребенок не только дерется, но и плохо идет на контакт, не смотрит в глаза. Все настораживающие признаки можно обсудить у психиатра, которого всем малышам рекомендуют проходить в возрасте одного года.

«Если любовь к дракам — возрастное, получается, само пройдет?». Правда, но лишь отчасти. Грамотные действия взрослого помогут малышу освоить жизнь без рукоприкладства. А из-за неграмотных нормальная драчливость может перерасти в подлинную агрессивность.

Что делать. Как отучить годовалого ребенка драться

Итак, ребенок 1 год дерется что делать родителям? Вот несколько советов, как отучить ребенка в год драться.

1 Говорите кратко и четко. Повторяйте одно и ту же мысль много раз. Твердо и уверенно, не переходя на крик. Не только запрещайте, но и учите, что можно делать. Лучше всего ребенок усвоит запрет, если вы соединяете слова и действия, покажете пример.

2 Помогите понять, что драться неэффективно. И научите другим способам договорится с сверстником или взрослым: поменяться, подождать и т д.

3 Предлагайте альтернативу. Если ребенок в игре замахнулся, чтобы ударить, поймайте его руку и скажите: «Нельзя. Береги меня. Можно бить мяч». И покажите, как это делается. Если ребенок замахивается в приступе охватившей его злости, лучше отойти и сказать: «Нельзя. Береги меня. Ты злишься. Потопай и покричи, чтобы злость ушла».

4 Не наказывайте. Даже, если малыш лезет в драку снова и снова, не стоит шлепать его или громко кричать. Ребенок совсем запутается: почему словами родитель запрещает бить, а сам делает это? Примеру взрослого дети верят больше, чем речи. Если малыш проявляет настойчивость, можно увеличить расстояние с ним, но не более того.

5 Следите за своими чувствами. Злиться на малыша за драки всерьез глупо. Со своими эмоциями ребенок рано или поздно начнет справляться. А родительская несдержанность может привести к самым печальным последствиям.

6 Давайте позитивные оценки. Ребенок чувствителен к родительским словам. Если говорить: «Жадный», «бандит», «драчун», таким и будет. Попробуйте внушать, что он «щедрый» и «Дружелюбный».

А если ребенок дал сдачи обидчику? Тут мнения психологов расходятся, но большинство считает, что давать сдачу надо учить ближе к семи годам. До этого возраста малыши не могут соотнести силу воздействия на них и силу ответа — из-за этого «сдачу» они могут дать гораздо сильнее обиды.

Иногда родителям тоже нужно поработать над собой

Задаваясь вопросом, как отучить ребенка кусаться в 1 год, надо также проанализировать, почему поведение малыша вызывает такой страх у самого родителя.

Вернусь к истории из начала статьи. Вместе с мамой Катей мы проанализировали ее чувства. Оказалось, она боится детской злости и вообще любой агрессии. Родители учили ее, что гнев — это очень плохо, что злиться нельзя. Поэтому драки и ставят маму в тупик.

А ведь на самом деле злиться — нормально . Злость появляется, когда желаемое не совпадает с результатом. Задача родителей — не подавлять чувства малыша, а помочь ему научиться выражать их без вреда для других.

Все это я и объяснила маме Екатерине. Она ушла успокоенная и обрадованная, что лечить ребенка не надо. А через месяц я получила от нее сообщение в соцсети. Сева почти перестал драться, стал чаще обнимать маму. И даже «люблю» говорить научился.

Драки в год — распространенное явление. Реагировать на них нужно спокойно и решительно. Вместо того, чтобы ругать, скажите малышу: «Нельзя. Береги меня».

Как отучить ребенка драться

Нередко родители жалуются на то, что ребенок проявляет признаки агрессии и дерется в детском саду или дома, на детской площадке. Практически все родители с детьми в возрасте от 1-2 лет до примерно 4-5 лет сталкиваются с такой проблемой хотя бы единожды. Это связано с тем, что ребенок еще не знает всех норм поведения и правил, поэтому при проблемах общения пускает в ход все имеющиеся у него средства влияния на окружающих, в том числе и кулаки.

Нередко для родителей подобная информация становится неожиданностью, особенно если драки происходят в садике или на детской площадке, а дома ребенок ведет себя вполне мирно и спокойно. Многие родители встают на защиту малыша, не разобравшись в ситуации и забывая о том, что и дома у малыша могли проскальзывать подобные эпизоды по отношению к матери или отцу, либо в отношении игрушек или домашних животных. В возрасте от 1.5 до 4-х лет попытки разговоров и объяснений зачастую успеха не имеют, так как внимание детей рассеяно, и они зачастую поступают методом от противного, что приводит к обострению конфликтов с ровесниками и воспитателями, другими родителями.

Важно, чтобы родители понимали – такое поведение ребенка является проблемой, и важно разобраться в ситуации, объяснять малышу последствия подобного поведения, искать корень проблемы и находить самый адекватный безопасный выход. Не стоит винить себя в подобных ситуациях, считая, что не умеете воспитывать детей, а также перерывать тонны информации по детской психологии. Важно понимать, это достаточно частая ситуация, у которой есть свои причины и способы выхода из ситуации, важно только вычленить из всех типичных причин те, что типичны для вашей семьи.

Детская агрессия – это закономерный этап в формировании характера, становлении собственного я и поиске своего места в жизни.

Причины детской агрессии

В попытках найти причины подобного поведения родители могут считать, что ребенок переживает кризисный период, либо считать, что это возрастная особенность и процесс формирования личности. Названий этого периода много, но важно знать, что изменения в поведении малыша тесно связаны с его психологией, и важно разбираться в поведении малыша и его проблемах, учиться слушать и расшифровывать те сигналы, что посылает малыш, и помогать ему справляться с тяжелыми для него периодами. Тогда можно будет быстро пресечь подобное агрессивное поведение и прекратить драки.

Как таковой единой и универсальной, подходящей для всех детей и ситуаций причины для детской агрессии и драк не существует. Выделена целая группа определенных факторов, а в сложных ситуациях они могут влиять одновременно, создавая сложный клубок взаимосвязей, который нужно разобрать. Важно понимать и объяснять ребенку, что подобный стиль поведения недопустим, искать причины подобной агрессии и помогать малышу справиться с собой, изменить поведение, пока это не зашло далеко и не нанесло вреда окружающим детям и взрослым.

Если самостоятельно проблемы не решаются, стоит подключать к их решению психолога, чтобы найти пути решения и «лечения» агрессии.

Ошибки родителей

В ситуации с агрессией и драками ребенку нужна помощь, и родители зачастую совершают серьезные ошибки, если они не считают драки проблемой и пускают ситуацию на самотек. Хуже этого будет только факт потакания подобному поведению, если ребенка не ругают за его драки и считают, что такие действия не опасны.

Многие родители считают забавной ярость и агрессию малыша, который машет кулаками в песочнице или в группе садика. Часть считает – это особенность характера, которую кроха перерастет, или подражание папе, который занимается единоборствами, спортом и т.д. Другие родители считают, что нет ничего плохого в том, что ребенок в попытках постоять за себя пускает в ход кулаки, но это совершенно не выход из ситуации, так как дальше такое поведение будет только формировать клубок проблем. По мере роста ребенка проблемы только ухудшаются, копятся, малыш с таким поведением может стать изгоем, с ним никто не дружит, не играет и не общается, так как его поведение заключается только в драках. Это расстраивает и злит еще больше, в итоге развивается подросток и взрослый, который страдает от комплексов, не приспособлен к общению в обществе и имеет признаки жестокости и застарелые обиды на всех. Он привыкает добиваться в жизни всего только силой и истериками, с таким человеком сложно жить рядом.

Причины детских драк

Психологами принято выделять несколько групп причин, которые приводят к дракам у детей, основываясь на возрасте. Чаще всего дети так себя ведут в результате влияния на них окружающего общества или имеющихся в семье норм морали и этики, важно также поговорить об основных факторах и причинах, приводящих к подобному агрессивному поведению.

Возраст ребенка

Пик агрессивного поведения у малышей приходится на период от года до четырех лет. Это вполне нормальные и закономерные реакции, приобретение жизненного опыта. В ходе опробования разных моделей поведения ребенок понимает рамки дозволенного. С года, когда ребенок учится ходить и осваивает новые границы пространства, он может пытаться драться с родителями и окружающими малышами. Если он слышит запреты от родителей в отношении получения желаемого, одной из закономерных реакций может стать недовольство и попытка ударить, протест. Если родители своевременно на это реагируют и пресекают, ребенок воспитывается правильно.

После двух лет, когда развивается речь малыша и он пытается сообщить какую-либо информацию, но не может в силу ограниченности словарного запаса, не может адекватно донести свои мысли, он может злиться, тогда агрессия порождает драку. Если родители не понимают просьб ребенка, особенно если он просит что-то очень нужное для него в этот момент времени, он от досады кидается в бой. Это жест отчаяния и беспомощности.

Специфика характера, чрезмерная возбудимость

При наличии у малыша холерических черт характера, по мере его роста и развития он сложно справляется со своими эмоциями, нежели более спокойные флегматики или меланхолики. Поэтому его чрезмерно бурные эмоции могут выплеснуться в агрессивном поведении, драках и криках, истериках. Но возможны и другие проблемы, возникающие в силу отклонений в состоянии здоровья, например, на фоне повышения внутричерепного давления, что грозит повышенной раздражительностью и возбудимостью.

Агрессия и постоянные драки могут быть не только проявлениями темперамента и характера, но и начальными признаками проблем с психикой и симптомами некоторых заболеваний (в том числе аутизма).

При задержках речевого развития или общего психического подобное поведение – это способ привлечь к себе внимание, так как другими способами ребенок этого сделать просто не может.

Формирование новых моделей поведения

По мере развития психической сферы ребенка он проходит через определенные этапы развития, в которых тактика драк – это один из вполне нормальных и закономерных сценариев поведения. Все дети опробуют на себе разные модели поведения – «послушный малыш», скромный или застенчивый, а также дерущийся или агрессивный. Они исследуют свои эмоции и реакции окружающих на те или иные модели поведения, избирая для себя те, которые им будут наиболее комфортными и подходящими.

Малыши – активные исследователи, они постоянно занимаются изучением окружающего мира, оценивают его всеми доступными им способами, и активно усваивают информацию, формируя свою собственную личность. Иногда они пытаются доказать свою точку зрения или отстаивают свое мнение различными способами, вплоть до драк и щипков, укусов, и понимают в итоге, какие из методов работают, а от каких стоит отказаться. Именно в этом периоде познания мира важно, чтобы родители контролировали ситуацию, подавали позитивный пример поведения.

Привлечение внимания

Подобное поведение как способ привлечь к себе внимание типично для детей в разном возрасте, но чем младше малыш, тем более вероятно для него такое поведение. Если родители не хотят играть с малышом, занимаясь другими делами, тогда дети могут проявлять в отношении них агрессивность, чтобы на них обратили внимание и заметили их действия и желания. Если внимание родителей отвлекают другие дети или взрослые, агрессия может быть направлена против них. Аналогичная ситуация может быть в садике, если воспитатель хвалит других детей, а ребенка не замечает. Тогда он направляет агрессию на нее или малышей, тем самым обращая на себя внимание. Малыши могут встревать в чужие игры, драться, ломать игрушки, тем самым давая понять, что они лишены должного внимания.

Другими словами, дети пока не научились выражать свои эмоции, объяснять словами свои потребности в полном объеме, они не могут отстаивать свою позицию иными способами, договариваться, проще драться и добиваться всего силой.

Подражание старшим

Зачастую поведение детей продиктовано попытками подражать поведению старших членов семьи – самих родителей или взрослых детей. Нередко сами родители провоцируют агрессию, если наказывают ребенка физически за непослушание или когда малыш не реагирует на словесные замечания. Дети обычно плачут после такого наказания, считая маму злой. Из этой ситуации они выносят для себя то, что если им не нравится какое-либо поведение взрослых или других детей, можно добиваться желаемого силой, как это делала мама. В других ситуациях, когда он будет добиваться определенных целей и обычным путем у него не получится, он может знать, что применение силы может помочь в этом. Зачастую подобное применяется в отношении тех, кто младше и слабее, тише себя ведет.

Если в семье принято выяснять отношения при детях, что сопровождается рукоприкладством или скандалами, оскорблениями, ребенок усвоит такую модель поведения, и будет ее демонстрировать на людях, с другими детьми. Подобные примеры и методики воспитания серьезно отражаются на психике детей не только в отношении проявления агрессии. Дети могут копировать и поведение не только в отношении себя, но и окружающих – если родители агрессивно относятся к животным, окружающим людям, малыш перенимает их модель поведения.

Как отучить ребенка драться?

Важно понимать, что подобная агрессия и драки не возникают на пустом месте, без каких-либо предпосылок. Поэтому важно выяснить все те события, которые привели к подобным проблемам поведения ребенка, зачастую совместно с психологом. Кроме того, важно максимально предупреждать подобные события, нежели потом их упорно устранять. В воспитании детей нужно терпение, правильный подход и собственный позитивный пример, так как это непосредственно скажется на формировании личности ребенка. Если же проблема уже возникла, важно прикладывать усилия для ее скорейшего разрешения.

Какие же советы можно дать родителям, которые столкнулись с подобным поведением детей? Рекомендации психолога следующие:

  • Если это дети раннего возраста, менее трех лет, с агрессией проще справляться в том плане, что можно пресекать физически попытки драться, просто уведя ребенка от того, кого он пытается побить. Дети этого возраста хорошо понимают короткие предложения, в которых есть слово «нельзя» или нет». Длинные разговоры на тему поведения и нотации в этом случае эффекта не возымеют, они не воспринимаются малышом как обращенные относительно него. Вполне достаточно фразы – «Драться нельзя» и фактического прекращения его действия.

Если ребенок бьет родителей, важно не дать себя ударить, задержав руку и уйти. Ребенок может кричать или плакать, важно дать выход его эмоциям и затем рассказать, что нужно для контроля поведения. Важно комментировать его действия, объясняя ему собственные эмоции. Он должен понимать причины и следствия.

  • запрещено клеймить ребенка или обзывать его за подобное поведение, говорить о том, что такого ребенка родители не любят. Это только ухудшит ситуацию, ребенок понимает все буквально, и станет вести себя только хуже. Важно оценивать поступок, а не ребенка, объясняя, что вы огорчены его поступком, который был очень некрасивым. Необходимо донести до ребенка специфику его поступка, а не унижать его самого. Важно показать свою любовь и попросить более себя так не вести.
  • важно выбрать единую позицию относительно требований к ребенку со стороны всех членов семьи. Важно договориться о единой линии поведения с бабушками-дедушками, тогда устранить агрессию ребенка будет легче единым фронтом. Если же поведение в отношении оценки поступков ребенка противоречиво, это не даст эффекта в отношении устранения подобного поведения.
  • важно отнестись к ситуации под другим углом, и ввести вместо наказаний систему похвалы. Если ребенок старается справляться со своим поведением, агрессией и злостью, ему надо говорить об этом, стимулировать и хвалить. Но нельзя упрощать все это до состояния – «я дам тебе конфеты, если ты сегодня будешь хорошим».
  • нужно показать ребенку способы безопасного контроля за эмоциями и выходом лишней энергии. Можно выбрать методики считалочек или глубокого дыхания, малышам можно предложить потопать ножками, поколотить подушку, нарисовать что-либо.
  • нужно направить энергию в правильном направлении – физические занятия, спорт и прогулки, активные игры. Общение в коллективе должно быть активным, с вовлечением всех детей равномерно.
  • нужно быть позитивным примером для подражания, не провоцировать конфликты на людях и не выяснять отношений при ребенке, не стоит также демонстрировать ребенку агрессивное поведение и рукоприкладство.

Важно быть с ребенком честными и открытыми, общаться с ним на равных и на одной волне, это может помочь в создании атмосферы доверия и предотвратить вспышки агрессии.

Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель

3,158 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

Ребенок дерется и проявляет агрессию. Что делать родителям?

С агрессией ребенка встречается, пожалуй, каждая мама, часто пребывая в растерянности, что делать в такой ситуации.

Если ребенок дерется, может ударить кого-то из близких или домашних животных, рвет бумагу, ломает игрушки, ругается, кричит — это признаки агрессивности, но не причина назвать самого ребенка злым. Чаще всего агрессия вызвана реакцией на какую-то ситуацию, особенно в период кризиса (в 3–4 года, в 6–7 лет и в 13–14 лет).

Родителям важно прочувствовать ситуацию и адекватно к ней отнестись, иначе такая реакция может стать привычным действием, а затем — чертой характера. В любом случае нужно демонстрировать искреннюю любовь и уважение, а также понимание, что причиной агрессии ребенка является страх.

Что делать при проявлениях агрессивности у ребенка?

Как же родителям вести себя с ребенком, проявляющим агрессию?

Для обучения ребенка в возрасте до 4 лет умению справляться с гневом, злостью, обидой, родители могут продемонстрировать на примере животного, куклы, сказочного персонажа, мультяшного героя, других людей, что влечет за собой проявление злости. В сказке зачастую агрессивными показаны Волк, Кощей, Карабас-Барабас, разбойники и др.

Для обучения распознавания эмоций и управления ими необходимо называть свои предположения, как он себя чувствует, а также принимать его состояния: «Вижу, что ты разозлилась!», «Тебе тоскливо? Понимаю тебя» и т. д. Действует простой закон: эмоция, которую ты разделил с кем-то, усиливается, а сила отрицательной — становится слабее.

Если мать или отец отругали детей или кого-то при ребенке, продемонстрируйте, какую досаду испытываете по этому поводу, раскайтесь и попросите прощения. Чем раньше это сделаете, признав, что были неправы, тем лучше. Именно у родителей ребята перенимают правила поведения в обществе и в семье.

Если вы обнаружили, что у ребенка повышен уровень скрытой агрессии, следует учесть, что разрядка происходит посредством активных спортивных игр, упражнений, действий. Давно обнаружено, что, когда дети начинают тренировки одним из силовых видов спорта, практиковаться в плавании или играть в командные игры (баскетбол, футбол и пр.), он постепенно становится более сдержанным, чутким к людям, учится не обижать слабых, стоять горой за беззащитного человека.

Изоляция, а также запрет на подвижные игры в качестве наказания разозлят ребенка, заставят его затаить обиду, эффективнее поручить ему дополнительную домашнюю работу.

Видео как справиться с детской агрессией

Как отвлечь ребенка в момент агрессии?

Что лучше использовать для обучения ребенка переключению внимания в агрессивном состоянии? Знание физиологии поможет отработать методы воспитания: для угасания одного очага возбуждения необходимо создать второй.

Попробуйте практиковать следующие способы:

  • Сильный резкий сигнал: будильник, включение музыки на полную громкость, окрик, стук ложкой по тарелке во время приема пищи;
  • Неожиданное действие: выключить свет в комнате; выйти за дверь; поднять и опустить на ноги ребенка;
  • Предложение позвонить уважаемой ребенком знаменитости. Перед тем, как малыш поймет, что это розыгрыш, он станет спокойнее, а затем и посмеется с вами, разрядив накопившееся напряжение.

Как обучать ребенка управлению эмоциями?

Всем детям в возрасте от 7 лет следует учиться методам управления эмоциями. Можно предложить ребенку взять за правило в момент крайнего возбуждения:

  • Ущипнуть себя за локоть;
  • Сжать ладони в кулаки или резиновый мячик;
  • Крепко ухватиться за спинку стула;
  • Сделать несколько глубоких вдохов;
  • Поприседать или похлопать в ладоши;
  • Порвать в клочки бумагу, скомкать ненужную газету;
  • Побить подушку или боксерскую грушу;
  • Побросать в стену мягкие мячики;
  • Полепить из пластилина фигурки;
  • Написать всё, что хочется сказать;
  • Исчиркать ручкой лист бумаги или порисовать.

Еще несколько советов родителям агрессивных детей

Если ребенок увидит, как вы признаете свои слабости, как пытаетесь совладать с эмоциями, ему будет легче это делать самому.

Когда он успокоится, стоит обсудить причины произошедшего, его мотивы, ощущения. Спросите его, как ощущают себя окружающие? Захотят ли дети дружить с ним после произошедшего? Как он может исправить ситуацию, и как избежать ее повтора?

Осуществляйте контроль передач по ТВ, которые смотрит ребенок, не следует допускать, чтобы он смотрел новости и мультфильмы, в которых есть элементы жестокости.

Обосновывайте наказания и запреты, искренне говорите о любви. Важно, чтобы требования к детям были разумными, надо настаивать, чтобы они выполняли их, давая четкое понимание о своих ожиданиях.

Хвалите ребенка, когда у него получается справляться с негативными эмоциями, закрепляйте положительный результат. Восхищайтесь им, говоря: «Мне понравилось, как ты себя повел в этой ситуации». Сосредоточьте усилия на формировании поведения, а не на избавлении от нежелательных качеств.

Запаситесь терпением, и у вас всё получится!

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.